Pavel Protopopov

Велоклуб Орион

Черное море - январь 2006

Отчет

о велопутешествии по Черноморскому побережью, совершенном с 31 декабря 2005 по 9 января 2006

по маршруту:
Туапсе - Холодный ручей - Туапсе - Магри - Макопсе - электричка до Сочи - Хоста - Адлер - Гагра - Пицунда - Гагра - Адлер

Руководитель – Валерий Комочков

В написании отчета участвовали:
Павел Протопопов - этим цветом
Валерий Комочков - этим цветом (пока не написал)
 

Участники

Валерий Комочков
Валерий Комочков
руководитель
Наталья Давыдова
Наталья Давыдова
завхоз
Сергей Кащеев
Сергей Кащеев
участник
Павел Протопопов
Павел Протопопов
участник
Максим Сушко
Максим Сушко
участник

 

Подготовка

Идею новогодней поездки на море еще осенью начал осторожно высказывать Сергей Кащеев (подозреваю, не без влияния нашего самого махрового участника и фана Сочей Кольнаги). Идея упала на благодатную почву, особенно с учетом сверхдлинных новогодне-рождественских каникул. Я лично прошлогодние каникулы перенес с трудом и повторять их дома совсем не хотел. Поэтому я ухватился за эту идею, добавив к ней перчику в виде прохождения пути от Туапсе на восток не по трассе, а по верхним грунтовкам и тропам. Теоретически это возможно, но практическая проходимость в начале января оставалась загадкой. К счастью, у нас есть "агент" в Туапсе - Саша Ирбэ, к которому я обратился с просьбой присоветовать, как лучше пройти по верхнему маршруту.

Саша горячо взялся за дело, нашел специалистов, ходивших этим маршрутом, составил довольно подробное описание всего пути и трудностей, подстерегающих на этом пути. Он присылал его мне по частям, и картина, поначалу вполне оптимистическая, по мере обрастания деталями, становилась довольно мрачной. И дело не только и не столько в том, что значительная часть пути должна была проходить по непролазной грязи, это еще не так страшно. Но главным препятствием, по крайней мере, на мой взгляд явились бы реки. Местами дорога или тропа шли бы по речкам или пересекали их. Никаких проблем летом, но зимой в реках высокая вода, и, как сказали местные знатоки, в некоторых местах можно днями ожидать проходимости бродов. Все это, учитывая непредсказуемость зимней погоды, явно снижало привлекательность верхнего маршрута. Тот же Саша в нашей переписке осторожно предложил другой вариант, недостойный, конечно, столь прославленных путешественников, но значительно более практичный - поехать по тропке прямо вдоль ж/д насыпи. Идея понравилась. Во-первых, трассы можно было все равно избежать, во-вторых, чем ближе к морю, тем теплее. В итоге мы взяли на вооружение именно этот вариант. К этому времени мы с Сергеем вовлекли Комочкова и Наталью Давыдову, в итоге нас стало четверо. На этом мы и решили подвести черту и больше никого не приглашать. Единственным исключением стал Максим Сушко, который присоединился к нам в середине (по времени) путешествия в Адлере.

Итак маршрут и состав участников был был вроде как согласован. Оставались программа и меню новогоднего вечера. Естественно, встреча Нового года на природе под Туапсе уже сама по себе была для нас новинкой, но хотелось ее отметить еще чем-нибудь особым. Отсюда появилась идея зажарить гуся на вертеле над костром. Никто из нас до этого в этом кулинарном действе не участвовал и понятия не имел, как это делать и вообще, в принципе, можно ли дожарить гуся до кондиции в рамках новогодней ночи, не спалив его при этом. Поиски в Интернете дали разнообразные рецепты, но, кроме кулинарной книги Александра Дюма, где жарка гуся (правда, обязательно молодого) на вертеле представлялась, как нечто весьма ординарное, нигде не было упоминания о жарке на вертеле с нуля, то есть сырого гуся. Поэтому мы решили использовать предварительно полуприготовленного гуся, запеченного до полуготовности в фольге в духовке.

Я смастерил вертел из заостренной титановой трубки диаметром 6 мм и длиной 80 см, которую снабдил фиксаторами тушки, надеваемыми на трубку и крепящимися на барашках и звездочкой для фиксации поворота вертела над костром. С одной стороны на трубке закреплялась рукоятка. Все это хозяйство устанавливалось над костром на двух треногах, тоже из титановых трубок (фото 1).

Вертел для жарки новогоднего гуся
Фото 1. Вертел для жарки новогоднего гуся

Опробование вертела мы провели еще в Волгограде в условиях зимнего выезда в пойму 11-12 декабря. Моделью гуся послужила здоровенная курица, по массе ненамного уступавшая гусю. Отчет об этих испытаниях можно посмотреть здесь. Испытания прошли весьма успешно, и технология была перенесена на гуся без существенных изменений. Подготовку и модели, и гуся делал я. Рецепт приводится в Приложении 1.

Вся остальная сервировка новогоднего "стола" была вполне традиционной, отдельного упоминания заслуживает лишь вяленая или соленая "красная" рыба кижуч, приготовленная В. Комочковым собственноручно (где он ее поймал, умалчивается). Ну, и конечно, шампанское и изобилие красного виноградного вина от трех производителей (Кащеев, Комочков и я) в количестве 7,5 литра. Все мы, конечно, за новогоднюю ночь выпить не смогли и везли с собой постепенно уменьшающийся объем еще несколько дней.

Место для встречи Нового года нам тоже подсказал Саша Ирбэ, сначала по рекомендации местных знатоков, потом он дважды ездил на разведку. Результаты его изысканий под названием "Миссия невыполнима 1" и "Миссия невыполнима 2", рассказанные на форуме Волгоград-Вело, приведены в Приложении 2. В итоге выбрали Холодный родник

Снаряжение, в общем и целом, было обычным для "гуляльного" велопохода с некоторым увеличением количества теплых вещей, учитывая, что зима, все-таки. Учитывая, что планировалось ехать по щебню и гравию, я на этот поход отказался от своего туристского велосипеда и пересел на байк (Raleigh Technium), Сергей тоже сменил свой обычный гибрид на байк (Merida), остальные и так всюду ездят на байках.

Неожиданные споры возникли о том, на чем готовить. Для меня здесь вопросов не было: естественно, костер. Костер может выполнить единственную функцию примуса или газовой горелки - приготовление пищи, но при этом у него есть и другие, очень полезные и приятные функции. Намного приятнее вечером в лесу или на берегу моря вдыхать дым от смолистых дровишек, чем от бензинового или газового пламени. Даже самым отъявленным апологетам горелок вряд ли придет в голову жечь газовую горелку просто для того, чтобы посидеть вокруг, а вот сидеть у костра и смотреть на пламя никогда не надоедает, особенно долгими зимними вечерами. Не зря камины популярны даже в домах с газовым отоплением. А у костра еще можно и греться, и сушить промокшие вещи. Поэтому я был очень удивлен, когда при подготовке к походу речь зашла о том, чтобы взять горелки и примуса. Я согласен, что иногда в походе на случай шторма, бури, непрекращающегося несколько дней ливня неплохо иметь для подстраховки примус, но только в качестве именно страховочного средства. Здесь же всерьез шла речь о том, чтобы взять даже не одну, а несколько горелок и кучу баллонов к ним. Не говоря уж о том, что перевозка газовых баллонов ЗАПРЕЩЕНА на любом общественном транспорте (самолет, поезд, автобус), СТОИМОСТЬ готовки возрастает на порядки плюс еще надо тащить дополнительный вес. Да и скорость готовки на костре больше, поскольку его тепловая мощность ничем не ограничена и может быть намного выше, чем у горелки.

Тем не менее, я оказался в меньшинстве, и в походе у нас оказалось аж три горелки с кучей баллонов к ним (это на 4,5 человека). Справедливости ради надо сказать, что одну из них - мультитопливную Макса Сушко - мы просто хотели испытать на бензине в походных условиях. Как выяснилось к концу похода, острой необходимости в горелках так и не возникло, и без них вполне можно было обойтись. Даже при ночевке в самом неудачном месте за весь поход - с. Веселом - при видимом отсутствии дров все равно, уже после начала готовки на горелке участникам резко захотелось костра, пошли в темноте по пляжу собирать мелкий плавник, в итоге чай мы грели уже на костре.

Для освещения у нас была портативная газовая лампа, которую, правда, мы включали довольно редко. Гораздо чаще использовали свечи, для которых перед походом на скорую руку соорудили футляр из консервной банки и обрезанной пластиковой бутылки (которую приходилось менять каждый вечер из-за прогорания) (фото 1а)

Лампа-незадувайка на свечах
Фото 1а. Лампа-незадувайка на свечах

 Кроме того, практически у всех были светодиодные фонарики, а у некоторых и фары на велосипедах.

Иллюстрированное описание прохождения маршрута

31 декабря

Точно по расписанию в 11 часов прибыли на вокзал Туапсе. На вокзале нас встречала целая делегация, во-первых, Саша Ирбэ, наш разведчик, во-вторых, местный байкер с подругой (фото 2). Более подробно о нем может рассказать Валерий Анатольевич.

Фото 2. Встреча на вокзале
Фото 2. Встреча на вокзале

Оставив собранные велосипеды у Сашиной машины, мы отправились по городу в поисках недостающих продуктов. Поиски продолжались около часа и завершились успехом. Прямо на привокзальной площади к нам подошла бабулька и предложила купить у нее полуторалитровую бутылку жидкости фиолетового цвета, которую она назвала вином, за 100 р. Купили, польстившись на дешевку, несмотря на то, что своего девать было некуда.

В 12-30 выехали с вокзала Туапсе. Впереди на машине Саша, которому мы загрузили наши рюкзаки, следом мы налегке. Едем вверх по дороге, ведущей к Гойтхскому и Шаумянскому перевалам (фото 3).

Фото 3. Из Туапсе - вверх и на север
Фото 3. Из Туапсе - вверх и на север

 Через 3 км после знака выезда из Туапсе поворачиваем с трассы на второстепенную дорогу, ведущую к дачному массиву. Бетонная дорожка круто поднимается вверх (фото 4).

Фото 4. Подъем к Холодному роднику
Фото 4. Подъем к Холодному роднику

За дачами бетонка кончилась, там же остановилась и машина. Отсюда началась самая, что ни на есть, лесовозная дорога. Мы пошли по ней с велосипедами в поисках подходящего места для новогоднего лагеря (фото5).

Фото 5. Дорога к Холодному ручью
Фото 5. Дорога к Холодному ручью

 Пересекли (перешли по камням) тот самый Холодный ручей и быстро нашли на подъеме подходящую полянку в грабовом лесу (фото 6).

Фото 6. Поляна новогоднего лагеря
. Фото 6. Поляна новогоднего лагеря

Сюда же перетащили рюкзаки из машины. Саша поехал домой, сказав, что, возможно, приедет позже с семьей, а мы начали устраивать лагерь. Вместо стола у нас была периодическая система элементов Менделеева, которую прихватил с собой любознательный Сергей (фото 7).

Фото 7. Изучаем систему Менделеева
Фото 7. Изучаем систему Менделеева

Над столом растянули тент, поскольку синоптики настойчиво предрекали дождь именно под Новый год именно в Туапсе (фото 8).

 Фото 8. Тент от дождя
Фото 8. Тент от дождя

И дождь таки пошел, часов в 6 вечера и продолжался, то затихая, то усиливаясь, почти до утра. Нас, однако, он не смутил, мы были готовы к такому повороту событий, хотя и надеялись, что синоптики ошибутся. Не ошиблись. Саша прислал СМС-ку, что не приедет. А мы продолжали готовиться. В расчетное время над костром был установлен вертел с гусем (фото 9)

 Фото 9. Процесс пошел
Фото 9. Процесс пошел

Пока жарился хрякгусь, накрыли на стол (фото 9а)

Фото 9а. Новогодний стол
Фото 9а. Новогодний стол

В расчетное время гусь снят и подан к столу (фото 10).

Фото 10. Жадная рука тянется к только что поданному гусю
. Фото 10. Жадная рука тянется к только что поданному гусю.

Новый год встретили под бой курантов кружками с шампанским (фото 10а)

Фото 10а. Шампанское под бой курантов
Фото 10а. Шампанское под бой курантов

1 января

Утром еще шел дождик, который потом вдруг перешел в град размером с мелкий горох (фото 11)

Фото 11. Новогоднее утро
Фото 11. Новогоднее утро

Что придало нашему лагерю хоть какой-то зимний вид (фото 11а)

Фото 11а. Зима новогодним утром
Фото 11а. Зима новогодним утром

Собирались мы очень не спеша после новогодней ночи и выехали с места бивака только в 13-30. Быстро скатились вниз в Туапсе и выехали на пляж, где, к нашему удивлению, встретили Сашу Ирбэ с женой (фото 12)

Фото 12. Проводы на пляже в Туапсе
Фото 12. Проводы на пляже в Туапсе

Оказывается, Саша точно просчитал, что мимо пляжа мы не проедем и решил встретить нас там. После процедуры прощания мы взгромоздились на велосипеды и поехали прямо по пляжу, в конце которого выбрались к железнодорожной насыпи (фото 13)

Фото 13. Карабкаемся к железке
Фото 13. Карабкаемся к железке

Отсюда, собственно, и началось наше путешествие вдоль железной дороги. Дороги тут, естественно, нет (и это хорошо), просто гравийная отсыпка, иногда ровная и даже как бы утоптанная (фото 13а), иногда - из крупных камней (фото 13б)..

Фото 13а. Едем вдоль железки

Фото 13б. Едем вдоль железки
. Фото 13а-13б. Едем вдоль железки

А время уже было четыре часа, солнце клонилось к закату. Мы набрали воды в бутылки из маленького ручейка, стекавшего по склону и стали искать подходящее место для ночлега. Его нашел Комочков - на склоне одна над другой были расположены террасы. Он сходил в разведку - наверх шла тракторная дорога и позвал нас, ждавших внизу. Дальше от второй террасы наверх пошел я и обнаружил третью террасу, очень приятную поляну, окруженную лесом (фото 14) и открывающуюся на юг к морю (фото 14а). Расположена она была всего в метрах 50 по высоте над морем.

Фото 14. Бивак на поляне над морем
Фото 14. Бивак на поляне над морем

Фото 14а. Бивак на поляне над морем, вид сверху
Фото 14а. Бивак на поляне над морем, вид сверху

Эта ночевка была самой холодной за весь наш поход: температура вечером упала до 1,5°С, а ночью даже был заморозок и утром на траве был иней.

2 января

Зато на следующий день мы были вознаграждены безоблачным небом и тихим солнечным днем, и можно было даже раздеваться и загорать, что я не преминул сделать (фото 15)

Фото 15. Третий день похода - впервые солнечный
Фото 15. Третий день похода - впервые солнечный

Выехали в 10-17, очень рано, если сравнивать с предыдущим днем., и опять поехали вдоль железки (фото 15а).

Фото 15а. Снова вдоль железки
Фото 15а. Снова вдоль железки

Не слишком торопясь, мы ехали когда по тропке, когда и просто по щебню. Нас обогнал фирменный саратовский поезд "Волга", в котором ехал Макс Сушко. Мы усердно махали ему руками, но, как выяснилось позже, он даже не соизволил взглянуть на нас в окно. Потом нас обогнал еще один поезд, тоже фирменный - "Московия". Мы продолжали ехать и примерно через 5 км от начала движения подъехали к мосту через речку в Магри, впереди тоннель. Здесь мы догнали и обогнали тот самый поезд "Московия", который так лихо прокатил мимо нас ранее. Проезжая мимо поезда по щебенке, мы выслушали немало комментариев в наш адрес от проводников и скучающих пассажиров, от восторженных до ехидных, но с явной примесью зависти. Перебравшись через речку мы остановились на перекус на обширной поляне (фото 16)

Фото 16. Перекус на поляне под Магри
Фото 16. Перекус на поляне под Магри

. Погода была такой симпатичной, а море казалось таким ласковым, что не обошлось без купания (фото 17).

Фото 17. Первое купание в походе
. Фото 17. Первое купание в походе

Пока мы ели и купались, поезд все стоял. Уже позже мы узнали из СМС-ки, посланной Максом, что был обрыв на линии и все поезда на побережье встали на несколько часов. Уже когда мы засобирались дальше, к московскому составу прицепили сзади маневровый тепловоз, который утолкал его в тоннель. Мы же в тоннель и не сунулись, а были вынуждены подняться вверх на трассу. Уже выезжая с поляны, задержались еще на полчаса - у Кащеева случился прокол (кстати единственный за весь поход). Выбравшись наверх, какое-то время ехали по трассе (фото18)

Фото 18. Едем по трассе между Магри и Макопсе
Фото 18. Едем по трассе между Магри и Макопсе

Она, кстати, не такая страшная и противная, как летом - машин гораздо меньше. Правда, в основном, не из-за зимы, а из-за праздников, потом, на обратном пути, мы хлебнули прелестей причерноморской трассы в полном объеме.

Здесь мы уже начали искать место для бивака и почти сразу его нашли -  в боковом ущельице после стелы на въезде в Макопсе. Здесь, метрах в 200 от трассы, на берегу реки Макопсе стоит какой-то турприют, закрытый на зиму (фото 19)

Фото 19. Не отходя от кассы
Фото 19. Не отходя от кассы

.Рядом - чистая (зимой) речка (фото 20)

Фото 20. Речка
Фото 20. Речка

На полянке над этим приютом мы и разбили лагерь (фото 21)

Фото 21. Наш лагерь над приютом
Фото 21. Наш лагерь над приютом

3 января

10-50 выезд

Спустились в поселок Ниж. Макопсе, остановились у магазина для закупки продуктов. Здесь произошел забавный инцидент, начало которого я, к сожалению, прозевал. Валерий Анатольевич и Наталья пошли в магазин, а мы с Сергеем остались снаружи. Я прогуливался, пытаясь понять, что же означает сокращение ДОК на вывеске на воротах какого-то не то санатория, не то пансионата (ДОК Дружба). Деревообрабатывающий комбинат? Дом отдыха коммунистов? У входа в магазин лежали две кошки, одна, черная, на газоне, другая, палево-рыжая, возлежала на бордюрчике изгороди, рядом со скамейкой. Такая сонная и неповоротливая. Когда мы подъехали, она лениво взглянула на нас и отвернулась. Так вот, когда я перебирал в уме варианты расшифровки странной аббревиатуры, тупо глядя на вывеску, я вдруг услышал за спиной какой-то шум и рычание. Поворачиваюсь и вижу незабываемую сцену схватки Комочкова со зверем. В роли зверя выступала та самая рыжая кошка. Куда только делась сонливость и неповоротливость! Настоящая рыжая фурия с оскаленной мордой, прижатыми ушами и когтистыми лапами. Оба (Комочков и кошка) крепко держатся за палку колбасы, Комочков рукой, кошка зубами. При этом Комочков старается ухватить кошку за шкирку, а она пытается ударить его лапой с выпущенными когтями, шипит и рычит. Мы с Кащеевым так и остолбенели. Увы, я и не подумал о своем фотоаппарате, папарацци из меня никудышный. После упорной борьбы Комочкову удалось выдрать изрядно потрепанную колбасу из кошачьей пасти, при этом она яростно пыталась вернуть утраченное, мне даже показалось, что еще немного, и она кинется на него и вцепится в лицо когтями. Комочков, отвоевав колбасу, проявил великодушие к проигравшему противнику и отрезал ей попорченную часть колбасной палки. С достоинством приняв контрибуцию, кошка гордо удалилась.

Отмечу, что это был не последний наш урон, нанесенный местной фауной.

От магазина мы по тропинке вдоль речки спустились к остановке электрички "Дружба". Проехав платформу электрички, снова поехали вдоль железки. Здесь тропы уже не было совсем, ехали по щебню, живому и свежему, с трудом добрались до следующей станции (Смена). Платформа электрички здесь располагалась над огороженными причалами. Мы нашли ступеньки, ведущие вниз, спустились на пляж (фото 19).

Фото 22. На пляже у причала 201
Фото 22. На пляже у причала 201

Здесь мы остановились на перекус. Плотно закусив, мы решили, что дальше мы сегодня не едем. Погода отличная, пляж великолепный и только для нас, что еще надо для полудневки? Шеф пошел договариваться с охранником. Тот, видимо, пребывал в состоянии перманентного вялотекущего запоя. Он с энтузиазмом воспринял известие, что на его пляже хотят остановиться туристы, конечно-конечно, какой разговор, ставьте палатки, где хотите, вот вам дрова, здесь цивильный туалет, сейчас я вам воды наберу, давай 100 р. и все. Получив стольник, он тут же исчез, наверное, побежал за аперитивом. Какая-то баба, то ли его подруга, то ли, как она заявила, начальница, тоже в приличном подпитии, начала приставать то к Комочкову, то к Кащееву с разными дурацкими расспросами. Я ее, к моему облегчению, не заинтересовал. Я так понимаю, что ее задело, что деньги мы отдали не ей, а мужику, а он, похоже, с ней не поделился. В конце концов она куда-то, видимо, позвонила и накапала, что, мол, появились подозрительные люди, все здесь опутали проводами, не иначе взрывать собираются. Появились оперативники, были крайне удивлены, найдя на пляже только нас, уж о-очень мы не походили на террористов, даже переспросили, нет ли здесь кого еще, и я слышал, как один из них звонил кому-то и спрашивал: "Так это она за них говорила?". Могу представить, какими словами они ее обкладывали, за то, что она их сдернула впустую.

Если не считать этого маленького инцидента, полудневка прошла замечательно. Мы нежились на солнце, испытывая трудности с осознанием того факта, что сегодня 3 января, загорали, купались. Купался даже Комочков, который, как известно, холода не любит (фото 20)

Фото 23. Комочков на зимнем пляже
Фото 23. Комочков на зимнем пляже

Ну и я тоже, естественно, в костюме Адама, единственном костюме, который я признаю на Черном море с начала перестройки, когда запреты на натуризм были сняты (фото 21).

Фото 24. Я на зимнем пляже
Фото 24. Я на зимнем пляже

Наташа же нашла другое занятие. Она обнаружила, что местный галечный пляж богат ракушками самых разных форм и расцветок. Восторгу не было предела (фото 22).

Фото 25. Ура! Ракушки!
Фото 25. Ура! Ракушки!

Вечер тоже был прекрасен: спокойный красивый закат, ласковое море и безлюдье. Самое время предаться размышлениям и медитациям  сидя (фото 26) или вообще лёжа (фото 27)

Фото 26. Размышления
Фото 26. Размышления

Фото 27. Медитация
Фото 27. Медитация

Завтра решили ехать на электричке, сочтя нашу эпопею езды по щебню законченной. К тому же 4 января мы договорились встретиться с Максимом Сушко в Адлере, своим ходом, даже по трассе, мы уже не успевали.

4 января

Встали как никогда рано, еще до рассвета. Причина прозаическая - надо было поспеть на 8-часовую электричку, поскольку следующая шла только в час дня. Небо на востоке только-только порозовело, а мы уже были практически готовы (фото 28).

Фото 28. Ранние сборы в дорогу
Фото 28. Ранние сборы в дорогу

Сторож, у кого душа горела с утра, пришел клянчить еще 50 р. на пиво. Наташа ему высказала все, что она думает по поводу такого навязчивого сервиса и туалета, который оказался закрыт, когда понадобился и вообще. Но Комочков все-таки выдал запрашиваемое.

В 8-20 выехали на электричке, в 10-20 прибыли в Сочи, температура 10,5°С. В Сочи мы провели два с половиной часа, и я так и не понял, куда делось это время. Единственное, что запомнилось, это что Кащеев потащил всех в парк, я таращиться на культурный парк отказался и поехал искать бесплатный туалет, который и нашел буквально в 100 м от ворот парка - миленький такой пустырек, огороженный глухим забором с призывно распахнутыми воротами.

Из Сочи мы выехали по старой дороге, идущей через Хосту. Основная дорога, по которой мы раньше ездили, теперь носит статус скоростной, и велосипедное движение по ней запрещено. Старая же дорога к тому же более приятная и практически пустая (фото 29). Опять-таки надо учитывать, что праздники все еще продолжались.

Фото 29. Едем по старой дороге Сочи-Хоста
Фото 29. Едем по старой дороге Сочи-Хоста

Проехав Хосту мы выехали на основную трассу, которая отсюда уже не скоростная, и помчались к Адлеру. Температура 11,4°С.

Проехав около 37 км от вокзала Сочи, в 15-20 приехали к центральному рынку Адлера, температура 12,8°С. Здесь мы договорились встретиться с Максимом, что и случилось (фото 30)

Фото 30. Встреча пляжных туристов и великих путешественников
Фото 30. Встреча пляжных туристов и великих путешественников

После этого мы поехали на заранее запланированную стоянку в районе с. Веселого, а Максим остался провожать Свету в Волгоград.

Пока мы приехали в Веселое и выехали к морю уже начало темнеть. Времени искать место для стоянки особо не было, да и выбора здесь тоже нет. Стали прямо на пляже в 20 м от дороги, за которой была деревня. Дров не было, но что удивительно, не было и плавника на берегу. Такая вот эксклюзивная стоянка. Температура между тем стала быстро понижаться и к 7 часам вечера была 6°С (к утру она упала до 2,5°С). Сергей поехал к условленному месту встречи и вернулся с Максимом. Так в нашу группу влился еще один участник.

5 января

С утра появилась возможность рассмотреть, где же мы все-таки остановились. Действительно, возможностей для выбора в общем-то и не было - один огромный пляж ("супермегапляж" по определению Кольнаги) и населенка (фото 27). Летом здесь, видимо, неплохо.

Фото 31. Утро в Имеретинской бухте
Фото 31. Утро в Имеретинской бухте

Выехали в 10-40 и через 2,8 км выехали снова на трассу, повернув в сторону границы. Почти сразу окунулись в столпотворение машин перед границей (фото 32)

Фото 32. Перед границей
Фото 32. Перед границей

Мы не знали, что велосипедистов пропускают вместе с пешеходами на другом КПП и поехали по дороге. И нас пропустили. Очень мало формальностей на российской стороне и никаких на абхазской - и вот мы уже едем по Абхазии (фото 33).

Фото 33. Едем по Абхазии
. Фото 33. Едем по Абхазии

Бросилось в глаза качество дороги, оно было очень хорошим, гораздо лучше, чем на российской стороне.

Мне дорога была знакома по прежним походам, отличие состояло в том, что она была практически пуста (праздники!). На очередном подъемчике наткнулись на кучу вполне доброкачественных мандаринов (фото 34).

Фото 34. Халявные мандарины у дороги
Фото 34. Халявные мандарины у дороги

Тут же решили их съесть (ну, хотя бы часть) (фото35)

Фото 35.  Подножный корм
Фото 35.  Подножный корм

Въехав в Гагру, прокатились по дорожке парка, пообедали в кафе пельменями и одним большим хачапуром на всех (с вином "Букет Абхазии") и решили дальше сегодня не ехать. Трезвость - норма жизни.

Шеф нашел место для ночлега в предбаннике сауны на местном футбольном стадионе, мы сбросили там рюкзаки и поехали кататься по Гагре. И опять из экскурсии ничего не запомнилось, правда маршрут был заложен руководителем весьма экзотический - по задворкам.

Вечером любители посидели в сауне, и все вымылись в довольно прохладном душе (все равно теплее, чем морская вода). После бани - чай (фото 36).

Фото 36. Зимний вечер в Гаграх
Фото 36. Зимний вечер в Гаграх

6 января

Стадионный смотритель просил нас покинуть сауну не позднее 9 утра, поскольку в эти дни в Гагре проходил международный юношеский футбольный турнир и футболисты уже собирались на стадионе. Так мы и сделали.

Выехав  из Гагры, свернули с трассы к Пицунде. На въезде в Пицунду сфотографировались у начала красивой эвкалиптовой аллеи (фото 37)

Фото 37. Эвкалиптовая аллея
Фото 37. Эвкалиптовая аллея

Посетив собор в центре Пицунды, приехали на берег, нашли место, поехали на рынок, выпили кофе, потом поехали покупать вино у Гены Багателия, купили два литра вина и приехали опять на берег. Потом поехали еще раз мы с Сергеем за куриными окорочками и тортами к Рождеству. Наш лагерь находился буквально в 50 м от кромки воды на краю знаменитой сосновой рощи (фото 38).

Фото 38. Наш лагерь в Пицунде
Фото 38. Наш лагерь в Пицунде

7 января

Дневка, пасмурно, дождь с перерывами днем и вечером. Как и в первый вечер натянули тент (фото 39).

Фото 39. Дневка в Пицунде
Фото 39. Дневка в Пицунде

8 января

С утра температура 6,9. Пасмурно, дождь. И дождь (с небольшими перерывами) шёл весь день. Холодно и дорога мокрая (фото 40)

Фото 40. Млкрое возвращение в Россию
Фото 40. Млкрое возвращение в Россию

В 12 часов въехали в Гагру. Обедали в том же кафе. Выехали в 14-00.

В 15-50 подъехали к границе. Сергей поехал на предграничный рынок, еще со стороны Абхазии, собираясь купить мандаринов с собой, сколько влезет, но здесь цена оказалась не то, что в Гагре или Пицунде, 10-12 р/кг. По такой спекулятивной цене он решил не брать.

На этот раз нас не пустили через автомобильный переход, пришлось идти через пешеходный вместе с челночниками, что заняло гораздо больше времени. Уже темнело, когда мы въехали в Адлер. При этом не нашли прямой дороги к вокзалу и поехали по окружной. В общем, приехали на вокзал за полчаса до отхода поезда. Быстренько разобрали велосипеды и погрузились.

Общий километраж по моему компьютеру 210,1 км.

9 января

В Волгограде нас встречала Света. Она приготовила нам сюрприз. С вокзала мы отправились на площадь Павших борцов в сосновую рощицу, и там нас ждали горячие блины и чай в термосах (фото 41)

Фото 41. Блины и чай - хорошая точка в хорошем походе!
Фото 41. Блины и чай - хорошая точка в хорошем походе!

Выводы

На мой взгляд, поход получился очень удачным. Для себя лично я сделал вывод, что ездить на Черноморское побережье надо именно зимой.

Приложения

Приложение 1. Рецепт предварительной подготовки гуся для жарки на вертеле

Обмазка

150 г майонеза накладываем в пиалу, туда добавляем :
1 ст. л. соли (с горкой)
соус соевый жидкий 3 ст.ложки
сок из пол-лимона
1 головку чеснока (измельчённого)
перец чёрный молотый
майоран
базилик
карри.

Всю массу размешиваем, пока она не становится однородной. Этой пастой обильно обмазываем гуся снаружи и изнутри и оставляем в холодильнике на сутки.

Фарш

400 г длиннозерного риса
200 г моркови
1 крупная луковица
3/4 стакана кураги
3/4 стакана изюма
6 фиников
2 яблока среднего размера
карри
имбирь
сок из пол-лимона
соль

Рис отвариваем до полуготовности в курином бульоне (10 минут), процеживаем и охлаждаем. Курагу и финики измельчаем. Нагреваем 3 ст л масла в глубокой сковороде, обжариваем лук и морковь до мягкости. Обжариваем в растительном масле курагу, финики и изюм в течение 3 минут. Отдельно обжариваем в растительном масле рис (5 минут). Очищенные, натертые на терке яблоки, рис и сухофрукты смешиваем с луком и морковью, добавляем соль, карри, имбирь и лимонный сок.

Запекание в духовке

Выдержанную в холодильнике тушку заполняем фаршем и зашиваем разрез, крылья помещаем в надрезы-"кармашки", ноги связываем. Три листа фольги по длине противня соединяем вместе, получившийся большой лист укладываем на противень, проложив тефлоновую пленку. Укладываем нафаршированного гуся, фольгу поднимаем, обернув вокруг гуся, и герметично (!) закупориваем. Запекаем на слабом огне 2 часа.

Подготовленного гуся замораживаем для перевозки в поезде к месту встречи Нового года.

Приложение 2. Разведывательная деятельность Александра Ирбэ

Миссия невыполнима 1

Привет! Как известно, группа волгоградских велотуристов запланировала жарит гуся в Новогоднюю ночь. Более того, чтобы было интереснее, жарить гуся решено на Черноморско побережье. Но просто пожарить гуся на побережье - скучно. Хочется экзотики Поскольку я живу в самом экзотическом месте, то за консультацией обратились ко мне. А я почти ничего экзотического и не знаю. Пришлось отправиться на поиски. О результатах поисков сообщал Павлу Протопопову, а он комментировал и задавал наводящие вопросы.

Вчера доложил о последнем исследовании. В ответ получил следующее предложение:

Павел> У тебя тут целый рассказ, с удовольствием прочитал. Я бы его в группу выложил, если ты не против. Или сам можешь, ведь ты там тоже есть. Из двух серий: Миссия невыполнима - 1 и Миссия невыполнима - 2. По-моему, будет всем интересно.

Доброе слово и кошке приятно. В надежде , что кому-нибудь это пригодится, выкладываю избранные места из переписки

Павел> Если ехать до Туапсе, то где там найти хорошую природу (т.е., куда выехать в пределах 20-30 км), чтобы достойно встретить Новый год? Т.е., место с хорошим лесом и чистой речкой или ручьем и, желательно, уединенное? Пусть даже туда нет дороги, но есть тропа.

На мой дилетантский взгляд, в любом месте, которое выше, чем населенные пункты, должно быть хорошо. Опять же на мой дилетантский взгляд, везде достаточно уединенно.

Посмотрел сейчас по карте и по путеводителю. Может быть интересно было бы сходить на водопады на р.Дедеркой. Километров 13-15. От вокзала Туапсе подняться до Холодного родника (это в черте города) и оттуда грунтовка до урочища Пасека. Там был филиал сухумского обезъянника пока перестройка обезъян не сгубила. Ниже по речке несколько небольших водопадов, а выше за селом Пасека на правом притоке - ручье Медвежьем 14-метровый водопад в красивом каньоне. Сам я там ни разу не был, говорю по путеводителю и с чужих слов. Поезд приходит около 11-ти. На дорогу уйдет часа два-три-четыре (может меньше). Значит, по светлу можно встать и начать праздновать. Место довольно известное, но вряд ли здешние жители массово попрутся за романтикой, так что скорее всего, будет уединение. На следующий день может быть четыре пути. Можно попробовать спуститься вниз по р.Дедеркой. Около двух километров там нет никакой дороги вообще. Нужно будет тащить велосипеды на себе. Можно спуститься в поселок Дедеркой, обходя г.Айвина с юга. На карте помечена лесовозная дорога и дольмен, который интересно бы посмотреть. Состояние дороги неизвестно. Известно, что ближе к поселку она вполне достойная и катаемая.
Можно пойти в п.Шепси, обходя г. Айвина с севера. На карте тоже помечена лесовозная дорога и по отзывам ее проходят пешеходы. Значит, и с велосипедом можно пройти. Можно двинуться в Шепси вдоль ЛЭП. По пути найти дольмен и перевалить через гору. Насколько это осуществимо, не знаю. В крайнем случае вернуться на Холодный родник и спуститься к Туапсинскому пляжу.

Павел> А если проехать до Дедеркоя и потом подняться вверх? Или до Шепси и вверх? Как эти реки, чистые? Есть ли там ровные места для лагеря с лесом вокруг?

Опять же. Сам не был. Судя по чужому мнению, места есть. В районе ур.Пасека должны быть оборудованные туристские стоянки. Летом на них зарабатывают. Возможно, и в Новый Год что-нибудь кто-нибудь может устроить. Но скорее всего, что там будет свободно. Либо можно будет встать выше или ниже. Реки, как и везде. Если выше населенки, то чистые. Подниматься вверх не советуют. Можно, но трудно. Часть пути полного бездорожья. Придется скакать по камням с рюкзаком и велосипедом на плечах вверх по горе. Поэтому перед Новым Годом лучше более спокойным путем доехать до места стоянки, а назавтра уже искать пути вниз или в обход. Тем более, что и стоянку-то тоже нужно будет поискать. Ну или выбрать из нескольких вариантов. А темнеть будет быстро.

Вчера я наконец-то выбрался из дому и отправился искать дорогу на Пасеку. Новости хорошие и не очень.

Хорошие: дорога есть.
Не очень: до Пасеки я не добрался.

То ли я ослаб от сидячей жизни, то ли трудности похода усилились сырым климатом, а только по лесу я не прошел больше километра. Даже, пожалуй, меньше прошел. Дождя вчера не было. Но сухости не было тоже. Мокрые листья после предыдущих дождей, грязь в разбитых колеях лесовозной дороги и туман, местами наползающий. Дорога до Холодного ручья, откуда собственно начинается путь на Пасеку, более чем нормальная. Асфальт. Есть более длинная, где просто асфальт и лужи, есть более короткая, где асфальт, лужи и грязь. Туда ехал по короткой, обратно по длинной. В общем-то равноценные. От места, где Холодный ручей впадает в Туапсе тоже вполне приличный путь. Асфальт и бетонка. В гору подъем процентов 8-10. Я был без рюкзака, но половину подъема прошел пешком. Бетонка заканчивается там, где заканчиваются дачи. Дальше начинается лесовозная колея. До пересечения с ручьем более-менее проходимая. А дальше, за ручьем, подъем в гору и колея разбита так, что грязь не дает пройти. Я выбрался на склон и просто двигался по лесу параллельно. Получается, что путь удлиняется, зигзагами надо идти. Вот тут-то я прошел метров триста и решил дальше не идти. Времени затратил уже достаточно, другие дела ждали, а качество дороги было понятным. Скорее всего, до самого конца пути оно таким и будет. Там, где свежие тракторные дороги - грязь непролазная. Там, где старые - набитая колея. То есть по старым колеям можно идти и, кое-где, ехать. Новые нужно обходить по лесу.

Павел> Таким образом, при выборе места надо руководствоваться соображением девственного леса с обилием валежника. Вблизи оборудованных туристских стоянок такое вряд ли будет. Даже вода не столь важна, в конце концов, ее можно взять с собой, хотя это, конечно, был бы значительный лишний вес.

Леса там полно. Есть поваленный лесорубами, есть поваленный бурями, есть сухостой. Есть мелкие ветки, есть неохватные вековые бревна. В основном граб и, кажется, каштан. Буквально завалы из бревен. По малоопытности ничего не могу сказать про то, как будет гореть. Погода, как я уже писал, переменчивая - полнедели идет дождь. В лесу за оставшиеся полнедели просохнуть не успевает. У меня ощущение, что все дрова сырые. Возникает желание помимо готовых углей взять еще и бензин для розжига.

Думаю, что такая обстановка в лесу, на всем пути. Так что можно, если погода позволит, дойти до водопадов на Пасеке, а если нет, то остановиться там, где и я остановился. От ручья недалеко, населенки уже выше, дров много. Вода в ручье, правда, не показалась мне очень чистой, но надеюсь, кипячение ее исправит.

Павел> Вопрос первый: так ли нам нужна эта Пасека? Если надо лезть по лесу без дороги, то, учитывая нашу перегруженность всякими припасами (гусь, выпивка и пр.), это займет чересчур много времени, да и вымотает, а информации, что там дальше, все равно нет.

Верно. Поэтому можно туда двинуться с тремя целями:

а)сдуру
б)чтобы посмотреть дольмен и водопад (в общем-то, тот же пункт "а", только называется по другому)
в)чтобы оценить возможные препятствия, которых удастся избегнуть, если двинуться вдоль моря или, наоборот, принять решение преодолевать их и двинуться по горам (тот же пункт "а"...)

Павел> Все-таки нужна экзотика на Новый год. А не знаешь ли ты каких-нибудь других экзотических мест?

Экзотические места, которые я знаю, гораздо менее укромные. Можно выбрать из:

1) Пляж. Любое место пляжа в сторону Сочи. От вокзала полтора километра и далее. Сейчас море выбросило много плавника. Если до Нового Года его весь не пожгут на шашлыки, то будут дрова. Воду можно набрать водопроводную. Велика вероятность, что неподалеку появится такая же празднующая компания. Меньше вероятности (но есть), что появятся менты или пограничники.
2) Скала Киселева. Около пяти километров ехать по трассе, потом полтора по хорошей лесной грунтовке. Есть ручей. Есть дрова. Место культовое, здесь снималась рыбалка у Черных скал в "Бриллиантовой руке". Поэтому велика вероятность, что будут и другие празднующие. Были случаи грабежа отдыхающих.
3) Дольмены на п.Кирпичном. Около четырех километров ехать по дороге к Холодному роднику, но не доехать, а подняться вверх. Оборудованное туристическое место. Сначала жилые дома, улица. Потом начинается подъем в гору. Грунтовая лестница. Велосипед нести на себе. У начала подъема небольшой колодец. Наверху система из нескольких дольменов. Один, самый большой, хорошо сохранившийся.Остальные тоже представляют интерес. Место известное, кто-нибудь может и припереться. Или просто попраздновать или какое-нибудь культовое действо сотворить. Летом берут деньги за экскурсии. Лес есть. Каштаны и дубы.
4) Ракетный дивизион на мысе Кадош. Около семи километров ехать по афальту. Воду набрать водопроводную у жителей поселка. Раньше на мысе стояла секретная ракетная часть. Сейчас остались подземные ходы, ДОТы, капониры и ангары. Есть лес. Могут быть такие же любители экзотики. Последний раз был там летом, похоже, что возле ракетной шахты жили бомжи.

Миссия невыполнима 2

Дернули меня черти пойти-таки на разведку. В этот раз пошел без велосипеда. И правильно сделал. Значительно сократил тяготы и лишения, которые пришлось вынести. Маршрут в этот раз начал с другой исходной точки. От очистных сооружений на Холодном роднике. Это совсем рядом с рекой Туапсе.  Через час пути оказался в том месте, с которого в прошлый раз начинал стартовать. На этом промежутке есть два места, где можно встать. Текут ручьи. Полно дров. Думаю, что если двигаться придется с велосипедами, то на этом участке нужно остановиться. В общем-то близко к населенке, но вряд ли кто-то другой туда попрется.

Я прошел этот новый для меня участок и двинулся вверх по ЛЭП. Идти трудно так что через некоторое время выбрался на лесовозную дорогу. Время от времени слышны выстрелы. По лесу бродят охотники. Чего стреляют? Непонятно. Я не видел ни одной птицы или зверя. Разве что уже в конце пути, когда через непролазные дебри пробирался, спугнул то ли орла, то ли кукушку.

Довольно давно не было хороших дождей. Хорошо бы и до Нового Года так же. Грязь плотная, вполне можно идти. На грязи отпечатки каких-то раздвоенных копыт. Должно быть те самые черти, которые меня дернули в путь.

Выбрался на вершину горы. Стоит мужик в камуфляже. В руках двустволка. Оказалось здешний милиционер. Он проверил документы у меня, а я у него. Мужик поначалу был не в меру суров и недружелюбен. Когда сказал ему, что ищу дольмены и водопады, то он для порядку врал, что ничего такого здесь нет. Потом подобрел и даже палочкой в грязи нарисовал карту. Карта его от той, что напечатана официально и от того, что сказано в путеводителе отличается так же как Священное Писание от того, что было на самом деле.

Выяснилось, что дольмен я уже проскочил. Он на той горе, которую я уже прошел. Где-то посередине между тем местом, где я в прошлый раз остановился и вершиной.

Зато к водопаду еще пиликать и пиликать.

Не сказать, что очень уж трудный путь. Просто я его проецировал на ситуацию, когда за спиной рюкзак, а на горбу велосипед.

В общем-то до водопада я дошел часа за два с половиной. С велосипедом, думаю, раза в три дольше. То есть, если в 11 приезжаете, по городу туда-сюда час-полтора, плюс шесть часов. Это уже темно. Около пяти в горах уже темнеет. Нужно или идти в очень быстром темпе, или не надеяться на ночлег у водопада. Всю дорогу от Холодного родника до Дедеркоя я прошел за шесть часов. Мысленно переводил на то, что идти надо группой с грузом. Получилось три дня. День до водопада. Дневка на водопаде. И день до Дедеркоя.

Идти снизу от Дедеркоя я не решился бы. Хотя кто знает... Может, это я такой турист. Может опытные товарищи пройдут быстрее и ловчее. Но мне и без груза было не так уж легко.

От места, где я встретил милиционера, до двуречья идти мне было без трудностей. Сначала я просто шел, а потом решил, ч то двуречье уже проскочил и скоро Дедеркой. Не тут то было.

Оказалось, что те ручьи, которые примыкали к речке (которая тоже выглядит как ручей) на самом деле просто ручьи, а вот речка, которая примкнула, и есть настоящая речка.

Не знаю, что на это повлияло, но я пошел вверх именно по этому притоку. Пошел и пошел. Несколько раз пришлось перебираться вброд, по камушкам. Так я и прыгал всю дорогу.

Прыгал, прыгал , уже надоело. Думаю: а может повернуть назад? Хватит испытывать судьбу? Судьба и так чувствует, что я к ней неравнодушен. Ну еще десять шагов пройду! Прохожу и вижу - водопад! То, зачем шел. Милиционер объяснил, что два водопада. один, который выше, водопад, а который ниже при наводнении порушило. Выше - и вправду водопад. То было просто горная речка, а вдруг по сторонам высятся неприступные стены, а впереди прекрасный водопад.

Метров восемь-девять.

Сдуру решил в нем искупаться. А иначе - зачем перся сюда? Разжег костер. Есть кострище. Есть навес, который сделали люди раньше нас. Думаю: раз здесь ванна от водопада, раз кострище, то должно быть людям щастье. Из людей сегодня только я. Значит, все карты на то, что мне купаться в водопаде. И искупался. Сначала разжег костер. Чтобы было где белье сушить, разжег кострище.  Положил туда шапченку. Она была мокрая от того, что по горам бродил. Искупался (окунулся один раз, хотя с крепким сердцем можно и более)  вытерся футболкой.  После этого с полчаса ходил голышом вокруг костра. Не так уж и нужно было тепло от мокрых дров. Больше грело чувство, что я сделал это! Искупался в декабре в водопаде. Футболку так и не высушил. По пути было кладбище  мертвых холодильников. Нашлись придурки, которые приперли сюда сломанные холодильники. На фига? Наверное в назидание потомкам. Так же как не понятно зачем строили дольмены. Так же не ведомо нормальным людям зачем через вершины тянуть грузы, которые в общем то никому не нужны.

После водопада двинулся в сторону Дедеркоя. Путь шел вдоль реки. Несколько сот метров ниже двуречья раньше был другой водопад. Последние метры будто землетрясение произошло. Когда-то здесь был водопад, а теперь просто набросаны гигантские камни. Водопада нет. Просто уступы, на которых бежит вода.

Уступы гигантские. С велосипедом очень трудно будет пройти. Пешком удалось. Но с рюкзаком и грузом, боюсь, будет трудно. Между тем, повсюду, где казалось, непроходимые трудности, валяются пластиковые бутылки и ошметки от пакетов.

Двигался там как Том Круз в фильме "Миссия невыполнима-2". Корячился на скалах, висел над потоком, переползал и перепрыгивал. В том месте, где как будто, никто не может заниматься ерундой, написано "Гойтх 1999" и прочие слова о тех, кто здесь продвигался.

Пластиковые бутылки навевали мысль о том, что не все так плохо. Раз уж люди сюда пробрались с бестолковыми целями, то нам и подавно нечего пугаться. В одном месте есть мертвый нож от погибшего бульдозера, что говорит о совсем уж безумном стремлении людей подчинить себе природу или о безусловном величии Господа.

Ниже по течению, когда закончились водопады, над потоком бомжовскоя стоянка. Навес из камней и из полиэтилена. Под навесом тарелки с ложками, в которых палые листья. Под навесом - вещи каких-то людей. Вещи сложены в комок. Толку от них не много. Двинулся дальше. Дальше путь проще. Даже трудности становятся легче.

После бомжатского стойбища начинаются бесконечные броды. Постоянно приходится переходить на другую сторону реки и искать для этого подходящее место. После часа движения плюнул на все и пошел по мокрому. Раньше прыгал по камням, а теперь прыгал по воде. Путь то показывал, что здесь можно скакать на лошадях, то  что можно ходить коровам. В некоторых местах непонятно: то ли это корова, то ли это медведи нагадили. Из чувства гордости думаю о медведях.

Когда совсем не стало возможности идти по краю реки, двинулся по воде. промочил ноги. По пути видел еще пару водопадов. Один - наиболее замечательный. Все водопады, как водопады. Сверху льется вода. А тут как будто водная горка. Вода льется не сверху, а по наклонной. Был бы тазик стоило скатиться.

Позвонил Ольге, сказал, что я уже почти дошел. На самом деле до Дедеркоя было еще несколько поворотов реки и , стало быть, несколько бродов. Но уже позвонил, чтобы ехала меня забирать. Шел по лошадиным какашкам (туристская тропа - на лошадях к пасечнику) и по воде (нет чтобы мостики поставить!). Промочил ноги и дурно пах.

В Дедеркое купил себе сникерс и бутылку мадеры. Сникерс съел сразу. А мадеру выпил пока писал письмо. Подниматься снизу от Дедеркоя - безумное предприятие. Просто пешком возможно, а с велосипедом - только при очень большой любви к велосипеду.

Так что могу предложить два варианта:

1) от Холодного родника вверх до ручья в виду дач, которые расположены на Холодном роднике. До первого ручья. Ног не замочить. 2) от Дедеркоя вверх по реке. До водопада или другого живописного места. Ноги по-любому в воде. Думаю, правильный ответ очевиден.

Саша

Если кто-то захочет прокомментировать этот отчёт, пишите мне коммент в ЖЖ к любому посту, и ваш коммент придёт ко мне на почту.

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы