о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном с 30 апреля по 8 мая 2005 года
по маршруту:
Невинномысск - пер. Сотниковский (318 м) - Сотникова - Родниковский -
Георгиевская - Рощино - пер. Рощинский (616 м) -
Кавказский - Суворовская - пер. Урожайный (848 м) - Ессентуки - Кисловодск -
пер. Кичи-Балык (1500 м) – Кичи-Балык - пер. Кичмалкинский (1980 м) -
Хасаут (1548 м) - подножие плато Бечасын (1792 м) - Долина Нарзанов (1280 м) -
пер. Шит-Джатмас (1908 м) - Кичмалка - Сармаково - Малка - Залукокоаже -
Пятигорск - Кисловодск
Руководитель похода – Павел Протопопов
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Велоклуба "Орион"
ОП:
Перевал Кичмалкинский (1980 м), 2 КТ
Перевал Шит-Джатмас (1908 м), 2 КТ
Перевал Кичи-Балык (1500 м), 1 КТ
Осложняющими факторами явились межсезонье, в начале мая в северном Приэльбрусье снег лежит еще низко, и обширный циклон, как раз приключившийся в конце апреля - начале мая на юге России, который обеспечил нам дожди и снегопады на высокой части маршрута.
Павел Протопопов руководитель, фотограф |
Александр Бабушкин механик, медик |
Марина Гайшун завхоз |
Елена Сорокина, казначей |
30 апреля
Прибыли в начальную точку маршрута - Невинномысск - поездом из Волгограда в 11-10. Поход наш финансировался Волгоградским горспорткомитетом, поэтому нам надо было отметить прибытие в командировке. Где отмечать командировку, если в ней не указано, в какую организацию ты направляешься? Задача. За помощью я обратился к милиционерам, скучавшим тут же на перроне. Ребята оказались деловые - печать поставить можно, но услуга - платная - пиво. Ах, вам надо четыре печати, по одной на каждого? Значит - четыре пива, т.е. 60 р. Мне стало интересно, как они будут брать, на глазах у изумленной публики? Механизм оказался отлаженным: мы пошли с главным наряда к киоску, где я купил, как бы себе, четыре пива, но оставил их там же, у киоскерши. А потом он взял нашу командировку и ушел куда-то. Через 15 минут мы имели наши печати. Теперь можно было отправляться на маршрут (фото 1)
Едем по Невинномысску на юго-восток мимо какого-то культового строения христианского вида (фото 2)
Из Невинномысска мы начинаем горные велопоходы не в первый раз, но сейчас мы выезжаем из него по новому пути - не на восток по трассе Москва-Баку и не на юг по долине Кубани, а как бы по биссектрисе угла между этими направлениями. - по второстепенной дороге через маленький поселок Сотникова. В отличие от перечисленных дорог, идущих по относительно ровной местности, эта идет через небольшой перевальчик, подъем на который начинается еще в черте города (фото 3).
Фото 3. Подъем на пер. Сотниковский
С перевала открывается вид на Невинномысск (фото 4)
Фото 4. Вид на Невинку с Сотниковского перевала
С перевала спускаемся к поселку Сотникова (фото 5).
После Сотникова проехали ничем не примечательный Родниковский. Через 28 км от начала маршрута подъехали к станице Георгиевская (фото 6)
. Единственная достопримечательность - каменный баран, которого оседлала Лена. Еще через 10 км - село Рощино, где кончился асфальт. От Рощина начали забираться вверх на перевал, ведущий к Кавказскому (фото 7).
. Фото 7 Это еще не верх, этакий промежуточный перевал, с
него - спуск в глубокую балку, а потом уже подъем на пер. Рощинский.
На первый бивак остановились у мертвого леса (фото 8). Вот где дров валом!
1 мая
Вскоре после выезда добрались до верха перевала (фото 9). Отсюда идет спуск (все еще по грунтовке) на трассу Черкесск-Пятигорск.
По фотографиям видно, что в первый день погода нам благоприятствовала. К сожалению, это была последняя хорошая погода на много дней вперед, и солнце мы увидели в следующий раз уже почти к концу похода - 6 мая. Сегодня же с утра погода начала хмуриться, и, когда мы спустились на трассу, дождь уже начал накрапывать (но это были, как потом выяснилось, еще цветочки!). Через 7 км после выезда на асфальт подъехали к Кавказскому (фото 10)
А вскоре проехали границу Ставропольского края ( фото 11).
. Фото 11. Ставропольский край
Погода продолжала ухудшаться. Под дождем проехали Мичуринский и Суворовскую. В Суворовской свернули с трасс на дорогу, ведущую в Ессентуки через перевал Урожайный. 20 км подъема преодолели уже к пол-восьмого. Быстренько слетели с перевала к трассе Минводы - Кисловодск (фото 12)
Фото 12. Выехали на Кисловодскую трассу
Почти сразу нашли место для ночлега на берегу небольшой речушки (фото 13) метрах в 200 от дороги
. Фото 13. Бивак под Ессентуками
2 мая
Характер погоды прежний - пасмурно, мелкий дождь. От места бивака до границы Кисловодска оказалось всего 16 км, и в пол-десятого утра мы уже фотографировались у стелы на въезде (фото 14)
Фото 14. На въезде в Кисловодск
Еще через полчаса мы были в центре города (фото 15).
. Фото 15. Кисловодск. Проспект Победы
Проехав через весь город с севера на юг, мы поднялись на перевал Кичи-Балык (1500 м), находящийся на высоте 1500 м (фото 16)
Фото 16. Перевал Кичи-Балык в облаке
Оттуда спустились в с. Кичи-Балык и поехали по ущелью Кичмалки вверх по реке (фото 17).
На развилке дорог, левая из которых ведет на перевал Кичмалкинский, мы увидели заброшенное строение, уже на том берегу реки (фото 18)
Фото 18. Развилка дорог в ущелье Кичмалки
К нему от дороги на перевал вела малозаметная дорожка через ручей (фото 19)
Здесь мы остановились на бивак. Учитывая, что дождь к вечеру не только не утих, но еще и усилился, мы установили одну палатку на всех прямо в доме (фото 20). Еще в одной комнате мы развели костер, а еще в одной у нас была столовая. Условия, прямо говоря, антисанитарные, т.к. дым от костра никак не хотел выходить в окна без стекол.
Фото 20. Бивак в заброшенном доме.
3 мая
С утра погода все та же - пасмурно, дождь. Начали подъем на перевал (фото 21)
Фото 21. Начало подъема на перевал Кичмалкинский
По мере подъема дождь плавно перешел в снегопад, так что на перевале мы шли по свежевыпавшему снегу (фото 22)
И сверху валил тоже (фото 23)
. Фото 23. Последние 200 м подъема в снегу
Спуск с перевала был без снега, но по очень крутой и скользкой каменистой дороге (фото 24-25)
Фото 24-25. Спуск с перевала Кичмалкинский
Спустившись в ущелье Хасаута, повернули вверх по ущелью. По мере подъема дождь постепенно перешел в снег. Через 5 км проехали село Хасаут, где еще живут люди, но большинство домов пусты. За Хасаутом дорога практически кончилась. То есть, следы ее еще оставались кое-где, особенно сразу за селом (фото 26)
Фото 26. По ущелью Хасаута к Бечасыну
но через 300 м их уже не было. С 1982 г, когда я здесь был в первый раз, "дорога в реанимацию" стала только хуже. Мы шли по руслу реки, постоянно переходя ее вброд (фото 27).
Дошли до развилки, где "дорога в реанимацию" уходит влево вверх по боковому ущелью. Здесь даже намека на дорогу уже не осталось Лагерь ставить здесь было негде, поэтому мы еще немного поднялись по Хасауту и разбили бивак у небольшой рощицы на правом берегу. К вечеру снег пошел сильнее.
4 мая
За ночь снега нападало изрядно, и утром нас встретил прямо-таки новогодний пейзаж (фото 28-31)
Фото 28-31. Утро стрелецкой казни у подножия Бечасына
Учитывая такую обстановку у подножия плато, мы предположили, что на самом плато, которое на 500 м выше, снега будет еще больше, а поскольку транспорт туда в это время не ездит, найти дорогу под слоем снега вряд ли удастся. И мы решили, изменив маршрут, оставить плато до лучших времен и отправиться через Долину Нарзанов на перевал Шит-Джатмас. Для этого мы отправились вниз. Сверху видно лучше, и нам удалось найти другую дорогу, вплотную к скалам на левом берегу (фото32)
Это выше над рекой (фото 33), в результате нам удалось избежать большей части бродов (не всех)
На перекус остановились на поляне прямо на берегу Хасаута (фото 34_
Погода все еще была мрачной, но дождь перестал, к тому же качество дороги значительно улучшилось (фото 35)
Спуск к Долине по ущелью проблем не составил. Перед самой Долиной (в 3 км) мы остановились на ночлег.
5 мая
Утром, попробовав, естественно, нарзана на турбазе, пошли на штурм Шит-Джатмаса (фото 36-37)
Фото 36-37. Начало подъема на пер. Шит-Джатмас
От Долины Нарзанов до перевала 7 км крутого подъема
На самом перевале - опять снег (фото 39).
Чуть пониже снега уже нет, дорога идет по плато Шит-Джатмас (фото 40)
Несколько километров очень пологого спуска, и мы подъезжаем к началу более крутого спуска, плато заканчивается (фото 41)
Фото 41. Край плато, начало спуска в долину
Дорога поворачивает на восток, непрерывно снижаясь (фото 42)
Впереди уже видна широкая зеленая долина р. Малка (фото 43)
Спустились к реке, проехали Кичмалку и Сармаково (фото 44)
На бивак стали в лесу в пойме реки (фото 45).
. Фото 45. Бивак в пойменном лесу (снимок сделан уже утром)
6 мая
Циклон, достававший нас на всем горном участке, наконец, ушел. Утро впервые за много дней встретило нас солнцем (фото 46)
Фото 46. В кои-то веки совсем не хмурое утро
Там вдали виднеется Эльбрус, почти рядом с которым мы недавно были, поливаемые дождем и посыпаемые снегом.
Дальнейший путь через Малку, Залукокоаже и Пятигорск на события небогат и заслуживает лишь отражения контрольных точек на фото 47-49.
Фото 47-49. По дороге к Кисловодску
Заночевали между Пятигорском и Кисловодском.
7 мая
Поезд в Волгоград у нас был 8-го, поэтому большую часть этого дня мы посвятили экскурсии по окрестностям Кисловодска.
8 мая
На освоение Кисловодска у нас был, практически, целый день, который мы успешно использовали (фото 51-56)
Фото 51-53. Кисловодск. Нарзанная галерея
Фото 54-56. Кисловодск. Культурный парк
Ночевали над Кисловодском с юго-западной стороны в сосновом лесу на склоне ущелья р. Березовая (фото 50).
С погодой не повезло
Автор отчета Павел Протопопов
Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы