Pavel Protopopov

Кавказ-1981

Очерк

о первых днях прерванного велотуристского похода (потенциально третьей категории сложности) по Кавказу, начатого 12 сентября 1981 года
по маршруту:

Невинномысск - Курсавка - Мин. Воды - Железноводск - Лермонтов - Ессентуки - Кисловодск - прерван в связи с ДТП - (планировавшаяся нитка): пер. Гумбаши - Карачаевск - Теберда - пер. Клухорский - Сухуми

Написан в 2013 году по дневниковым записям и воспоминаниям

Автор: Павел Протопопов

Руководитель похода - Галина Карижская. Участники: Александр Дьяченко, Александр Косоуров, Борис Орлинсон, Павел Протопопов, Станислав Радченко.

Предыстория

Весной этого, 1981-го, года произошёл локальный выброс солнечной материи велотуристской активности в окрестностях Волгограда. После грозной директивы Центрального Совета по туризму и экскурсиям, спущенной в 1980 году региональным СТЭ т предписывающей "развивать спортивный велотуризм", в Волгоградском областном СТЭ началась лихорадочная активность. Как развивать велотуризм, когда велотуристов в городе нет? Начали сманивать велотуристов из других видов, которые в городе-герое культивировались. Спешно провели один за другим три полуфиктивных велопохода с возрастание категории сложности: 1, 2 и 3. Организовали зимой 80/81 гг. семинар начальной велотуристской подготовки, и весной 1981 года в походы 1 к.с. отправились сразу пять групп начинающих велотуристов. В одной из них был и я (летописцем), отчет о том походе есть здесь на сайте (Пойма-1981).

Из участников этих пяти групп сформировали три группы, которые летом отправились уже в походы 2-й категории сложности (все по Волгоградской области). Но я в этих походах не участвовал: летом у меня был автопоход 3-й к.с. Ведь я перешёл в велотуризм из автотуризма, где был председателем областной комиссии и самым титулованным автотуристом. И у меня были еще обязательства перед автотуристами, а упомянутый поход планировался еще до моего "ренегатства". В общем, двойку вело я пропустил и рассчитывал осенью пойти в тройку тридцатипроцентником (по Правилам до одной трети группы могли составлять участники с опытом походов на две категории ниже заявленной, остальные - не более, чем на одну категорию ниже).

Троек было запланировано две, обе опять по Волгоградской области. Тут я восстал, сколько можно по области ездить? И предложил маршрут по Кавказу, мне уже знакомый, поскольку я там побывал в автопоходах. Удалось преодолеть сопротивление Совета и нашего новоявленного велолидера Белоусова, В результате нам тройку на Кавказ разрешили. Вторая тройка (под руководством Александра Косоурова) Отправлялась на десять дней раньше и по области. Но Саша Косоуров напросился с нами незаявленным участником, очень уж ему понравился наш маршрут. Он почти успевал закончить свою тройку, опаздывая всего на день. В итоге договорились, что мы выезжаем без него, а в Минводах он к нам присоединяется. В итоге 11 сентября выехали из Волгограда поездом Новокузнецк-Кисловодск впятером, т.е. полным заявленным составом, а на второй день похода нас стало шестеро.

Описание

12 сентября

День 1. Невинномысск - Минводы
День 1. Невинномысск - Минводы

Стоянка поезда в Невинномысске была всего 3 минуты, так что выгружаться пришлось, как по тревоге. Проводник даже специально для нас открыл дверь в нерабочем тамбуре прямо рядом с локомотивом (ехали в первом вагоне). Бодро выгрузили велосипеды в чехлах и поклажу, тут же на перроне собрали велосипеды и начали вьючить рюкзаки. Тут-то мы и обнаружили, что одна из палаток (Стаса), упакованная в отдельный мешок осталась в вагоне. А поезд, как говорится, уже ушел. Стас побежал к дежурному по вокзалу, тот по своим каналам куда-то позвонил и сообщил, что на следующей станции палатку выгрузят. На этой оптимистической ноте наше пребывание в Невинномысске закончилось, и мы отправились в путь. Было 8-20 утра.

Все время, пока мы ехали в поезде, погода была хмурая, временами моросил дождик. Мы уже опасались, что нас после долгого вёдра встретит и будет сопровождать ненастье. Когда мы сошли с поезда, все было мокро после только что прошедшего дождя, но тучи уже начали рассеиваться, и похоже было, что дождя больше не будет (и действительно, так и было до самого вечера). Асфальт быстро высох, и о дожде мы больше не вспоминали. С ветром нам повезло. Сначала слабый, он постепенно усилился и все время дул нам в спину, что в немалой степени способствовало такому большому дневному пробегу. Ехать было легко и приятно. Хорошая асфальтированная дорога шла по почти равнинной местности. Немногочисленные подъему не превышали 3° и практически не влияли на среднюю скорость. Примерно посередине между Невинномысском и Минводами находится село Курсавка и одноименная ж/д станция. Здесь, возможно, уже лежала наша палатка. К повороту подъехали в 12-10. Свернули с трассы и поехали к вокзалу. Палатки там не оказалось, и вообще наш поезд на этой станции не останавливался. Так что "ловить" палатку следовало уже в Минводах, до которых от Курсавки еще 60 км.  В Курсавке мы пообедали в столовой. Обед был неплохим (суп мясной, гуляш с жареным картофелем, лимонад для меня, пиво для всех остальных), но дороговатым: по 1 р. 50 коп. на человека. А после обеда наша руководительница распорядилась устроить dolce far niente (это по-итальянски, кто не понял, а в переводе означает "безмятежный отдых"). То есть, проще говоря, устроить тихий час, как в пионерлагере. Это их так Белоусов приучил, с которым Галя уже прошла три похода. Для меня это было как-то диковато, спортивный поход как-никак, а тут послеобеденная спячка... Тем более, нам еще ехать и ехать сегодня. Но с начальством не спорят. Так что свернули к лесополосе, выбрали полянку и залегли. Не знаю, как другие, а я, конечно, не уснул - не было у меня такой привычки по жизни - спать днем. Проскучал этот час, потом мы, наконец, в 15-05, двинулись дальше.

И тут началась серия поломок. Сначала спустило колесо у Бориса, когда его размонтировали, оказалось, что камера пришла в полную негодность. Поставили новую камеру, только тронулись в путь - то же у Саши Дьяченко. Поставили еще одну запаску (последнюю). Пока мы этим занимались, у Стаса упал велосипед, причем так "удачно", что погнулась рама в районе каретки (современное примечание: тогда у меня впервые сформировалось мнение, что состыковывать груженые велосипеды чревато). Когда мы снова поехали, выяснилось, что цепь у Стаса все время соскакивает, поскольку передние звезды перекосились. Снова остановились, но ничего предпринять на смогли, а время поджимало: нам до вечера надо было доехать до Минвод и забрать палатку. В конце концов Стас подобрал условия, при которых можно было ехать: спереди 42, сзади 18. Поехали. Тут обнаружилось, что Боря халтурно смонтировал покрышку: камера вылезла. Пришлось снова останавливаться и перемонтировать.

Все эти остановки заняли 1 час 10 мин. Не так уж и много, но они сбили нас с темпа и посеяли некоторую напряженность: Борис начал давить на психику руководителя и требовать увеличить темп с целью нагнать упущенное время. Мы дружно отвергли это вздорное требование, но осадок остался.

В 17-15 остановились на 10 минут отдохнуть и дальше уже ехали до Минвод без остановок. Слева показался аэропорт. Здесь мы завтра должны были встретить рейс из Волгограда с Сашей Косоуровым на борту. Стали решать: ехать всем за палаткой или искать место для ночлега, а оттуда отправить на вокзал гонца. Наивная Галя требовала, чтобы ночевка была обязательно на речке, нельзя же немытыми спать ложиться. А Минводы стоят на реке Кума. Начали расспрашивать местное население, как проехать к реке. Узнав, что мы хотим там купаться и готовить ужин, они посмотрели на нас, как на умалишенных. И объяснили, что в эту речку все отходы сливают без всяких очистных сооружений. Тогда мы стали спрашивать, а нет ли поблизости родника. Оказалось - есть, в полутора километрах от дороги. Мы поехали туда. Уже темнело, начал накрапывать дождик. И похоже было, что за палаткой ехать поздновато. Следовательно, у нас была одна палатка на пятерых плюс рюкзаки. При плохой погоде. И тут нам улыбнулось везение. На дороге (грунтово-щебеночной с хорошим подъемом) мы встретили двух дачников, направлявшихся в город. Я спросил у них, где родник, сказав, что мы хотим там ночевать, и они тут же предложили нам для ночевки свой дачный домик (недалеко от родника). Мы пошли с ними к домику. Он представлял собой одну комнату, 3,5х4 м, еще не доделанную и почти пустую, если не считать всякого строительного и другого хлама. Мы втащили туда козлы и сделали из них стол, внесли велосипеды, быстро сбегали за водой и стали готовить на примусе ужин (суп из 2-х пакетов, каша перловая с говядиной, чай). Отбой в 10 часов. Уже вечером моросил дождь, потом он несколько раз припускал довольно прилично, но в три ночи небо уже было совсем чистым, и светила полная луна.

13 сентября

День 2. Минводы - Ессентуки
День 2. Минводы - Ессентуки

Подъем в 6-30. С утра группа разделилась на три части. Борис должен был отправиться в Железноводск к своему знакомому, который должен был устроить нам экскурсию по Железноводску. Галя и Саша должны были встретить Косоурова и поехали в аэропорт. А мы со Стасом остались в домике наводить порядок. а потом поехали тоже в аэропорт. Рейс из Волгограда прибыл без опозданий и с ним Косоуров. Он долго собирал свой велосипед, который зачем-то умудрился разобрать до мелких деталей, даже каретка и рулевая колонка были разобраны. Наконец, собрал, опробовал, можно ехать. И мы отправились в Железноводск к Борису и его знакомому.

От трассы к Железноводску пришлось взять не очень пологий подъем, что части группы не понравилось. В первый-то день ведь ехали по равнине, а тут на тебе - подъемы. Встретились с Борисом, вместе с хозяином проехались по городку, испили минеральной воды, в том числе из знаменитого Лермонтовского источника, посмотрели пушкинскую галерею, покатались по курортному парку. После чего расстались с нашим экскурсоводом и отправились в столовую. После обеда поехали дальше по маршруту в направлении Кисловодска.

Возвращаться на трассу, однако, не стали, поехали через Лермонтов и сделали небольшой крюк, чтобы посетить знаменитый "Провал" у Машука. Честно говоря, особого впечатления он на нас не произвел.

Когда мы приехали в Ессентуки, было уже около пяти вечера. В этом городке ничего особо интересного не было, кроме минеральных источников. Так что отправились в круглый павильон, где были краны для всех 17 (или сколько их там) номеров воды "Ессентуки". Причем в холодном и горячем виде. Должен сказать, довольно гадостная эта их минеральная вода.

Мы не стали, на ночь глядя, выезжать из города в поисках места для ночлега, а остановились на пустыре прямо в черте города, недалеко от упомянутого павильона. Уже почти стемнело, и мы рассудили, что никто на нас особого внимания обращать не будет. Готовили опять на примусе.

14 сентября

День 3. Ессентуки - Кисловодск - ДТП
День 3. Ессентуки - Кисловодск - ДТП

Подъем в 6 часов. В 8 часов выехали в сторону Кисловодска. 22 км ехали чуть больше часа. В Кисловодске провели полдня, катаясь по городу. Вода (минеральная) здесь намного приятнее, чем в Ессентуках. В середине дня двинули к выезду из города. По пути закупили продукты в универсаме на проспекте Победы, тут же, на ступеньках перед магазином, устроили перекус, горячий обед готовить не стали.

Между тем погода начала портиться, налетели тучи. Когда мы тронулись в путь, начал накрапывать дождик, и ко времени выезда из города он уже лил вовсю. Доехав до трассы, мы повернули на запад в сторону перевала Гумбаши.

Проехали несколько километров по мокрой дороге под дождем. И тут наш поход закончился. Точную картину произошедшего удалось восстановить только опосля по не очень четким воспоминаниям и рассказам очевидцев-коллег-велотуристов. Ехали мы небыстро, учитывая погодные условия, со скоростью не более 20 км/ч. Первым ехал Боря Орлинсон, я за ним - вторым. Наша двойка немного, метров на десять, оторвалась от остальной группы. И тут, в один прекрасный (а может и не очень прекрасный) я на какое-то мгновение вижу вижу перед собой передок больного автомобиля, удар и - темнота. Потом мне казалось, что я сознания не терял, так как помню и удар, и то, как я, оглушенный, опускался на асфальт. Но другие говорят, что терял. Ну, если и терял, то на несколько секунд. А произошло вот что. Навстречу ехал бортовой ЗиЛ-130, перед ним. вроде бы, такси. Якобы таксист резко тормознул, и идущий за ним ЗиЛ затормозить не успел и резко вывернул руль влево, стараясь избежать столкновения, не справился, как это пишут в протоколах, с управлением и выехал даже не на встречку, а на обочину встречной полосы. А по этой обочине как раз в этот момент проезжала наша группа (точнее мы с Борисом, остальные были чуть сзади).

Потом мне сказали, что при взгляде на меня единодушно подумали: "Не жилец": лицо залито кровью, кожа на лбу содрана, сверкает обнажившийся череп, говорить не может, только хрипит. А Борис лежит в кювет вроде целый, только матерится. На деле же оказалось все не так. У Бориса от удара бампера прямо по колену левая нога не просто была сломана в трех местах (голень, колено и бедро) но и раздроблена. Хирург потом по кусочкам собирал. Лечение было очень сложным и длительным (больше десяти лет). Я же через месяц уже выписался из травматологии и через полгода уже был, как огурчик. Правда, эти полгода включали интенсивную реабилитацию, но это уже другая история.

Оставшиеся целыми участники группы пришли к нам в больницу Кисловодска на следующий день и объявили, что они решили не продолжать поход. Хотя численность и позволяла. Я пытался их уговорить, но неудачно. Да и правда, настроение уже было походное. Так что вернулись они в Волгоград, и на том наш поход, продолжавшийся два с половиной дня, можно было считать законченным.

На схеме ниже показана непройденная часть маршрута, т.е. все самое интересное (перевалы Гумбаши и особенно Клухорский) мы упустили.

Кисловодск - Сухуми. Планировавшийся далее маршрут
Кисловодск - Сухуми. Планировавшийся далее маршрут

Клухорский перевал больше ни в один волгоградский велопоход с тех пор так никто и не включил. А потом, с 1991 года, там уже неожиданно образовалась госграница, и все вопросы о его прохождении отпали сами собой.

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы