Pavel Protopopov

Велоклуб Орион

Северное Приэльбрусье-82

Отчет

о велотуристском походе второй категории сложности по Кавказу, совершенном с 22 по 30 августа 1982 года
по маршруту:

Невинномысск -Черкесск - Карачаевск - Зльбрусский - плато Бечасын - Долина Нарзанов - Кисловодск - Сармаково - Пятигорск

Руководитель похода – Павел Протопопов

Восстановлен в 2005 году по машинописной копии

Поход утвержден Волгоградской областной маршрутно-квалификационной комиссией 20 июля 1983 г. Маршрутная книжка № 191-83-Р.

Волгоградская областная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет вторую категорию сложности.

Автор отчета: Павел Протопопов

Участники


Павел Протопопов
руководитель

Сергей Дорохин
завхоз

Дмитрий Ковалев
механик

Игорь Румянцев
летописец

Илья Филиппов
фотограф

График движения

Таблица 2.

Дни пути
/
дата
Участки пути Протяженность, км Характер пути, естественные препятствия
1/22.08 Невинномысск - Черкесск 71 асфальт, пологие подъемы
2/23.08 Черкесск - ущ. р. Кубань 83 асфальт 60 км, остальное каменистая дорога, пологие подъемы
3/24.08 ущ. р. Кубань - ущ. р. Худес 46 горная дорога, крутые подъемы
4/25.08 ущ. р. Худес - плато Бечасын 12 горная дорога, непрерывный, очень крутой подъем
5/26.08 плато Бечасын - ущ. р. Хасаут 42 горная дорога, частые подъемы, последние 8 км - размытая дорога, каменная осыпь
6/27.08 ущ. р. Хасаут - Кисловодск 46 горная дорога, перевал Шит-Джатмас
7/28.08 Кисловодск - Кичмалка 47 горная дорога, крутой подъем 18 км
8/29.08 Кичмалка - Залукокоаже 68 асфальт, горная дорога, спуск
9/30.08 Залукокоаже - Пятигорск 21 асфальт, пологие подъемы и спуски

Итого с зачетом радиального выхода в одну сторону 438 км

Часть I.

1.1.. Общая характеристика района.

Северный Кавказ - территория, охватывающая Предкавказье и северный склон Большого Кавказа, за исключением восточного отрезка его, относящегося к Азербайджанской ССР. Эта территория включает южную часть Ростовской области, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарскую, Чечено-Ингушскую, Северо-Осетинскую и Дагестанскую АССР. Отличается большим разнообразием ландшафтов. На севере района расположены обширные равнины и пологие возвышенности, на западе - степные, на востоке - полупустынные. По мере движения к югу равнинные ландшафты сменяется горными, степные и полупустынные переходят в лесостепные, горно-лесные и горно-луговые. На самых высоких участках распространен ледниковый ландшафт.

Северный Кавказ расположен на границе умеренного и субтропического поясов, средняя температура января в долинах и на равнине -2?-5°, июля – 23-29°, климат уверенно континентальный, осадков до 600 мм в год. Многочисленные горные реки принадлежат к бассейнам Каспийского и Азовского морей. Район богат разнообразными и обильными минеральными источниками, чем объясняется расположение здесь группы бальнеологических курортов под общим названием Кавказские Минеральные Воды.

Дорожно-транспортная сеть района хорошо развита. Имеются большое число поездов, идущих с севера и проходящих через Северный Кавказ, аэропорты в Минеральных Водах и столицах автономных республик, интенсивное автобусное сообщение. Сеть автомобильных дорог построена с учетом рельефа и напоминает "гребенку", основу которой составляет автомагистраль Москва – Баку, от которой идут ответвления в сторону Большого Кавказа, как правило, затем по ущельям рек, стекающих по северному склону водораздела. Из дорог, идущих в поперечном направлении, следует отметить дороги всесоюзного значения Пятигорск - Черкесск и Кисловодск - Карачаевск. Большая часть дорог заканчивается на подходе к основному массиву Главного Кавказского хребта и только несколько магистралей проходят через него в Закавказье. Это: Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги, идущие соответственно через Крестовый и Мамисонский перевалы. Военно-Сухумская дорога – через Клухорский перевал – функционировавшая в первые послевоенные годы, в настоящее время имеет разрыв в месте перевала.

Район Северного Кавказа очень популярен и хорошо изучен в туристском отношении. Это объясняется универсальностью его практически для всех видов туризма, живописной природой, благоприятными климатическими условиями, наличием большого числа архитектурных и исторических памятников. По территории района проходит не один десяток всесоюзных и местных плановых туристских маршрутов и множество маршрутов самодеятельных туристских походов.

1.2. Общая характеристика маршрута.

Маршрут проходит по территории Ставропольского края, в том числе Карачаево-Черкесской автономной области, и Кабардино-Балкарской АССР. Он частично совпадает с эталонным маршрутом второй категории сложности на отрезке Кисловодск – Долина Нарзанов - Сармаково - Малка. Однако вместо равнинной части маршрута от Малки через Прохладный и Зеленокумск – в Минеральные Воды, которая не представляет интереса с точки зрения природных и других условий, в маршрут включен путь по долине и ущелью Кубани и плато Бечасын. Район верховьев Кубани и северо-западного Приэльбрусья освоен туристами значительно меньше по сравнению с соседними районами, между тем, он весьма интересен и, по мнению специалистов, при соответствующем освоении может успешно соперничать с курортами Кавказских Минеральных Вод и с всемирно известными Архызом и Домбаем.

Выбор этой части маршрута объясняется и тем, что нет никаких данных о прохождении по ней велотуристов. Таким образом, по крайней мере для велотуристов Волгограда, маршрут являлся первопрохождением.

Маршрут состоит из трех частей, различающихся по рельефу, ландшафту и дорожным условиям. Первая часть - от Невинномысска до п. Эльбрусского - проходит вдоль реки Кубань и характеризуется хорошим состоянием дороги, постоянным плавным подъемом, легко преодолеваемым на велосипеде, постепенным переходом от равнины к горной местности и соответствующим изменением режима Кубани. Вторая часть – от п. Эльбрусского по ущельв р. Худес через перевал Бечасынский, плато Бечасын, перевал Шит-Джатмас до Кисловодска - резко отличается от первой и характеризуется сильно пересеченной горной местностью, узкими ущельями, крутыми подъемами на перевалы, плохим качеством дороги и местами бездорожьем. Третья часть - от спуска с перевала Шит-Джатмас через Сармаково и Малку до Пятигорска - отличается отсутствием сложных участков, плавным уклоном дороги, частично с асфальтированным покрытием.

Такое сочетание различных участков позволяет обеспечить достаточную сложность, разнообразие препятствий, познавательную ценность похода. Нитка маршрута приведена на схеме (см. вклейку). Она составлена таким образом, что наиболее сложная часть приходится на вторую треть похода после первых трех дней "втягивания" в походную жизнь.

1.3. Подготовка к походу.

Проведение данного похода являлось составной частью работы секции велотуризма Волгоградского политехнического института в 1982 г, и подготовка к походу была неразрывно связана с другими проведенными мероприятиями. В феврале - апреле 1982 г, в секции были проведены занятия по общей и специальной туристской подготовке в объеме 50 часов, которые завершились походом первой категории сложности по Волго-Ахтубинской пойме в мае 1982 г. После этого похода проводилась индивидуальная физическая подготовка и групповые походы выходного дня. Общий пробег составил 800 км. В походах отрабатывались техника езды на подъемах и спусках, по пересеченной местности, дорогам без покрытия.

Разработка маршрута проводилась руководителем. Общие сведения о районе путешествия были получены из литературных источников 1-4. Климатические особенности, на основании которых был выбран срок проведения похода, получены из работы 5 . Данные о дорожной сети почерпнуты из туристских карт и схем 6-9.

Работа по материальному обеспечение похода распределялась следующим образом:

Часть 2.

2.1. Подъезды и подходы.

Маршрут начинается из Невинномысска, который связан с Волгоградом удобным сообщением: поездом 177/178 из Новокузнецка до Кисловодска» движение ежедневное, время в пути 16 часов, прибывает в Невинномысск в 8 часов утра. Необходимо учитывать, что поезд - проходящий, в Волгограде прицепляют только один вагон, поэтому о билетах надо заботиться заранее.

Этим же поездом можно уехать после окончания маршрута из Пятигорска, отправление в 22 часа.

2.2.Технпческое описание маршрута.

22 августа, 1-й день похода.

По расписанию поезд на Волгограда должен был прибыть в Невинномысск в 8 часов утра, однако опоздал больше, чем на три часа, и мы вышли на маршрут только в 12 ч. 30 мин. Вскоре после выезда из города пересекли Кубань по автомобильному мосту и до самого Черкесска двигались по правому берегу Кубани. Кубань как раз в районе Невинномысска выходит на равнину и меняет характер своего течения с быстрого и бурного на относительно спокойное. Поэтому на участке от Невинномысска до Черкесска русло реки постепенно сужается, скорость течения увеличивается. Вода в реке очень мутная, для питья и приготовления пищи без очистки непригодна.

Дорога все время шла по долине, качество асфальта хорошее, местность ровная с небольшим постепенным подъемом. Мешал только сильный ветер в лицо, поэтому скорость движения была невысокой. По плану у нас должен был быть обед в Эркен-Шахаре, но из-за опоздания поезда мы прибыли туда поздно - в 15 ч., и столовые закрылись на два часа - до 17 ч. Пришлось ограничиться сухим пайком. В 17-45 подъехали к Черкесску. Здесь нам было необходимо встать на учет в КСС, поэтому мы отправились через весь город на ул. Привокзальную, где на территории автобазы размещалась Карачаево-Черкесская областная КСС. Но там никого не оказалось. Работники автобазы объяснили нам, что по воскресеньям КСС не работает, а в понедельник прием туристов с 11 часов утра. Нам ничего не оставалось, как искать место для ночлега. Нашли мы его сразу за городской чертой, недалеко от Привокзальной улицы оказался заброшенный сад. здесь мы разбили бивак, а за водой ходили в город. За день пройден 71 км, в соответствии с графиком.

23 августа, 2-й день похода. Подъем - в 7-00, после завтрака провели профилактический осмотр велосипедов, обратив особое внимание на тормоза и состояние колес, так как с этого дня начиналась горная дорога. В 10-00 выехали с места бивака и направились в КСС, куда прибыли в 10-10 (фото 1).

 

Фото 1. В Черкесске у входа в КСС

С 10 до 11 часов в КСС -час радиосвязи, но нас все-таки приняли, поставили на учет и разрешили выход на маршрут. Я спросил о состоянии дороги на участке между Эльбрусским и Хасаутом, но оказалось, что начальник КСС и его заместитель даже не знают о существовании этой дороги. Они стали уверять, что нет никакой дороги от Эльбрусского до Кисловодска, а карта Ставропольского края, изданная в 1978 г., не соответствует действительности. Нам же они посоветовали свернуть у с. Индыш, выехать к Учкекену, а оттуда - в Кисловодск. Мы им не очень поверили и решили разузнать поподробнее на месте.

Выехали в путь в 10-50. Дорога из Черкесска в направлении Карачаевска идет по правому берегу Кубани и переходит на левый берег по плотине водохранилища выше по течению Усть-Джегуты. Здесь берет начало Большой Ставропольский канал (фото 2).

 

Фото 2. Яркий пример ведомственной поэзии

Дорога от Черкесска до Карачаевска сохраняет тот же характер, но долина реки сужается, холмы справа и слева переходят в предгорья, заметнее становится подъем.

В 13-20 остановились на обед в придорожном кафе, после обеда и короткого отдыха, в 14-20 отправились дальше. В 17-15 прибыли в Карачаевок. Он является центром Карачаевского района Карачаево-Черкесской автономной области. Город расположен в месте впадения в Кубань р.Теберда, окружен со всех сторон необычными по форме горами. Железнодорожного транспорта в Карачаевске нет, но это - крупный узел автомобильного сообщения. Из Карачаевска ведут три дороги, не считая дороги Черкесск - Карачаевок, по которой мы приехали: две магистрали всесоюзного значения - влево идет дорога через перевал Гумбаши и Учкекен в Кисловодск, прямо по долине Теберды -дорога в туристский и альпинистский центры - Теберду и Домбай, а посередине между этими дорогами - дорога областного значения в пос. Учкулан и далее до с. Хурзук у подножия Эльбруса. Эта дорога идет вверх по Кубани и начинается от с. Каменномостского (фото 4), отделенного от Карачаевска Кубанью.

Долина Кубани резко сужается и переходит в Кубанское ущелье, очень живописное, с крутыми, поросшими лесом склонами. Кубань здесь - уже настоящая горная река, полноводная, быстрая, шумная, местами - бешеная, зажатая каменными "щеками". Вода в ней уже достаточно чистая, содержащая только немного взвешенного песка, пригодная да питья.

Почти сразу за Каменномостским (в 5 км от Карачаевска) кончился асфальт и больше его не было в нашем походе до предпоследнего дня. Покрытие дороги представляло собой уплотненный слой мелких камней, перемешанных с песком, сверху - тонкий сыпучий слой гравия, не очень мешающий езде, но пыли дающий предостаточно. Автомобильное движение небольшое: одна машина в 5 - 10 минут.

Незадолго до остановки на ночлег случилась первая поломка: на велосипеде Ильи на одном из ухабов сорвало резьбу крепления заднего переключателя, он попал в спицы, рассыпался сам и сломал часть спиц. Быстро поставили запасной переключатель и запасное колесо (При подготовке к походу, уже имея опыт походов со школьниками, я предложил взять запасное колесо, так как студенты-первокурсники недалеко ушли от школьников по разгильдяйству). Ремонт занял 20 минут. Вскоре после этого, в 19-20 остановились на ночлег на берегу Кубани (фото 3). За день пройдено 83 км, что соответствовало графику.

 

Фото 3. Бивак на берегу Кубани

Вернувшись немного назад в своем описании, хочу отметить, что во время ремонта на дороге к нам приблудилась какая-то псина, которая взялась сопровождать нас до места ночлега. Во время ужина мы имели глупость ее покормить, и псина, то ли из благодарности, то ли из чувства долга, осталась охранять наш лагерь (фото 4)

 

Фото 4. Непрошенный сторож нашего бивака

И это было бы еще ничего, но как назло именно в эту ночь нашим биваком заинтересовались местные шакалы. Когда стемнело и мы улеглись, они стали подбираться к лагерю. Псина, чувствуя ответственность, срывалась с места и с оглушительным лаем отгоняла их прочь. Шакалы обиженно выли или скулили, в общем, тоже громко выражали свое отношение к происходящему. Все это продолжалось в течение ночи с интервалом, примерно, в полчаса: недолгая тишина, потом тонкий скулеж шакалов, громогласный лай и обиженный вой, потом опять тишина. Ненадолго.

24 августа, 3-й день похода. Подъем - в 7-00. После завтрака занялись ремонтом переключателя и колеса, диагноз: погнут корпус переключателя и сломана его ось, сорвана резьба в гнезде для крепления переключателя к раме, сломано 7 спиц, крепко погнут обод колеса. Устранение неисправностей заняло три часа, выехали в 11-00. Судя по карте и пройденному за прошлый день расстоянию, скоро должен был быть Эльбрусский, а мы еще не проехали Индыш. Следует отметить, что здесь и далее мы убеждались, что дороги этой части Карачаево-Черкесской автономной области отображены на картах недостаточно подробно, а временами и неверно: неправильно указаны расстояния между населенными пунктами, неточно показано место прохождения дороги, часть имеющихся дорог отсутствует на картах, а дороги, приведенные на картах, не существуют. Поэтому далее, вплоть до Кисловодска, мы руководствовались данными, полученными от местного населения.

От места бпвака до Индыша оказалось 10 км. Индыш - это маленькое селение, состоящее из десятка домов, выстроившихся вдоль дороги. Нет ни магазина, ни отделения связи. Недалеко от домиков - туристский приют "Кубань", где мы по совету начальника КСС рассчитывали получить информацию о дальнейшем пути. Однако в приюте некого не оказалось. После расспросов на дороге (фото 7) мы узнали, что до Эпьбрусского еще 8 км и поехали дальше.

Дорога на участке Индыш - Эльбрусский еще довольно ровная, постоянный подъем, хотя и ощутимый, легко преодолевается на велосипеде. Впереди уже можно видеть Эльбрус (фото5)

 

Фото 5. Направление - на Эльбрус

По этой дороге имеется автобусное сообщение (до Учкулана), поэтому ее поддерживают в хорошем состоянии.

В Эльбрусском мы сделали отметку в маршрутной книжке на почте, купили продуктов в магазине (кроме хлеба, которого не оказалось) и пообедали в студенческой столовой отряда Московского горного института, куда нас пустили как собратьев-студентов по предъявлению маршрутной книжки. В Эльбрусском мы получили уточненную информацию о дороге.

Дорога в Кисловодск через перевал Бечасынский и плато Бечасын начиналась у впадения в Кубань ее правого притока - р. Худес от одноименного села, расположенного чуть ниже Эльбрусского по течению Кубани (фото 6).

 

Фото 6. Поворот в ущелье Худеса

Отсюда характер дороги резко изменился. Дорога эта - малоиспользуемая, поэтому качество ее значительно хуже, верхний слой - неровный и включает довольно-таки крупные камни, что затрудняет движение. Как можно видеть из фото 7-9, ущелье р. Худес - очень узкое, значительно уже Кубанского. Местами оно настолько сужается, что по дну его проехать невозможно, река течет, зажатая скальными щеками (фото 8), а дорога круто взбирается то на один, то на другой склоны и проходит по лесу, покрывающему склоны (фото 9), затем снова спускаясь к реке.

 

Фото 7-9. В ущелье Худеса

 На подъемах часто приходилось идти пешком, ведя велосипеды. Ущелье очень живописно.

С 19 часов начали искать место для ночлега, что оказалось непростым делом: из-за крутизны склонов трудно было найти ровную площадку невдалеке от воды. Наконец, нашли более или менее ровное место на склоне высоко над рекой в 300 м от одного из ручейков, стекавших по склону, или, как их называют местные жители, "мочаги". В 19-30 остановились на ночлег, в ущелье было уже почти темно. За день пройдено 46 км, в соответствии с графиком.

25 августа, 4-й день похода. Подъем в 7-30, выехали в 10-00. Подъемы на дороге стали еще круче. Через 2 км от места бивака дорога круто поднялась на склон и разветвилась. Как нам сообщил проезжавший мотоциклист, вправо вниз уходила дорога на лесопилку и дальше куда-то по направлению к Эльбрусу (по-видимому, эту дорогу следует изучить в одном из последующих походов, так как этот район совсем не исследован туристами), а влево вверх шла дорога на перевал Бечасынский и дальше по плато Бечасын к Карачаево-Черкесскому областному штабу отгонных пастбищ и маслосырзаводу. Оттуда можно было проехать в Кисловодск.

Прежде, чем ехать дальше по левой дороге, мы спустились, оставив велосипеды на развилке, вниз по правой дороге к р. Худес, где есть интересное место: так называемые "Царские Ворота"(Фото 10).

 

Фото 10. Царские Ворота

В отвесной скале, обрывающейся в реку, имеется узкая щель, сквозь которую по мосту через Худее проложена дорога. Место это посещается туристам, о чем говорят надписи на скале. Естественного или искусственного происхождения "Царские Ворота", установить не удалось, так как спросить было некого. Сфотографировавшись в "Воротах", мы вернулись к развилке, взяли велосипеды и покатили их вверх (Фото 11).

 

Фото 11. Начало подъема на Бечасын

На фото хорошо видно, как круто уходит вверх серпантин дороги. Этот подъем на плато был самым крутым участком на всем нашем пути. Крутизну подъемов и спусков измеряли угломером, который приставляли сверху к подседельной трубе велосипеда, стоящего на дороге. Из опыта наших предыдущих походов и тренировок мы установили, что велотурист с рюкзаком, весящим 20 - 25 кг, на передаче 51/28 легко преодолевает подъемы крутизной 2-3° (3,5–5%), с усилием - подъемы крутизной 4-5° (7-9%) и с большим напряжением - недлинные подъемы 6-7° (10,5-16%) Подъемы круче 7°, как правило, преодолеваются пешком, даже самыми подготовленными туристами. На подъемах круче 20°(36,5%) (на горных тропах) катить велосипеды уже невозможно, их можно только перетаскивать.

На фото 11 показано начало подъема, крутизна которого составляла 13-15° (23-27%). Двигались очень медленно, с частыми остановками. За три часа прошли всего 5 км. Положение о осложнялось резко ухудшившейся погодой: небо, и раньше облачное, покрылось темными грозовыми тучами, начал накрапывать дождик. Мы продолжали карабкаться вверх, но мелкий дождик усилился, и по всему было видно, что собирается хлынуть ливень. Как раз в это время мы проходили мимо маленькой хижины-полуземлянки, находившейся в 200 м от дороги. Мы поспешили к ней и едва успели скрыться внутри, как начался сильный дождь с грозой. Пока он шел, мы расположились в хижине вместе с велосипедами, приготовили обед на примусе, пообедали, подсушили промокшую одежду. На все это ушло два часа, за это время ливень прекратился, тучи ушли, выглянуло солнце. Мы выбрались из избушки и продолжили путь. Но когда мы преодолели относительно "ровный" отрезок дороги (фото 12, положение хижины показано стрелкой),

 

Фото 12. Относительно пологий участок в середине подъема на Бечасын

крутизна которого составляла 9°, как снова начался дождь. На этот раз он застал нас на крутом подъеме.

Мы остановились на повороте серпантина, "состыковали" велосипеды - два с одной стороны и три - с другой, в двух метрах друг от друга, накрыли все это полиэтиленовой пленкой и в пространстве между велосипедами спрятались сами. Дождь все усиливался. По дороге сверху побежали ручейки, затем они слились в ручьи, пока вся дороге не покрылась водой.

Резко похолодало, с перевала подул сильный ветер. Непогода продолжалась полтора часа. Когда ливень сменился мелким дождиком, мы собрались и пошли дальше. Надо было торопиться: уже вечерело, а на подъеме трудно было найти ровное место для бивака и практически не было воды.

Древесная растительность постепенно редела, уступая место альпийским лугам. В 19 часов поднялись на самую высокую точку перевала, отсюда в туманной дымке после дождя была видна дорога, по которой мы поднялись (фото 13).

 

Фото 13. Вид с перевала на подъем

Чуть спустившись с перевала, дальше по дороге, мы нашли родник, а еще через 150 м - ровную площадку шириной 3 и длиной - 6 метров на самом краю крутого склона, с которого открывалась шикарная панорама альпийских лугов (фото 14)

 

Фото 14. Вид с края плато

 

За день пройдено всего 12 км непрерывного подъема, в результате чего мы заметно отстали от графика.

26 августа, 5-й день похода. За ночь небо совершенно очистилось, и, встав утром, мы были вознаграждены за передряги прошедшего дня великолепной панорамой Главного Кавказского хребта, а на переднем плане, прямо напротив нашего бивака красовался Эльбрус (фото 15).

 

Фото 15. Тот же вид утром с Эльбрусом

К сожалению из-за дымки и отсутствия желтого светофильтра на фото не видна перспектива.

Перевал Бечасынский является юго-западной границей плато Бечасын, расположенного на территории Карачаево-Черкесской АО и Кабардино-Балкарской АССР. Наш бивак был расположен чуть ниже перевала, дальше спуска не было, дальнейший путь проходил по плато на высоте около 2000 м.

Выехали с бивака в 9-30. Перед нами простиралось огромное, совершенно безлесное плато. Немного раньше здесь, наверное, были роскошные луга, но теперь, на рубеже осени, все было съедено и вытоптано скотом. Несмотря на то, что в целом плато было горизонтальным на большом протяжении, местность все-таки была пересеченной: извилистые спуски чередовались с подъемами крутизной 5-6, иногда до 8° (фото 16)

 

Фото 16. Дорога по плато Бечасын

Мы очень быстро убедились, что наверстать отставание от графика на этом плато не удастся. Через 3 часа подъехали к Бечасынокому маслосырзаводу. Здесь же располагался Карачаево-Черкесский областной штаб отгонных пастбищ. Поскольку это было единственное официальное учреждение на много километров в округе, мы сделали здесь отметку в маршрутной книжке, потом закупили продукта в магазине и пообедали.

Погода опять испортилась, начал накрапывать дождик. В штабе мы уточняли, что дорога в Кисловодск через Хасаут существует, но из-за сильных дождей находится в очень плохим, непроезжем для транспорта состоянии. Только верховые на лошадях пробираются, а транспорт идет в объезд через перевал Гумбаши и Учкекен. Так как объезд означал лишних 50-60 км и отклонение от маршрута, мы решили ехать прямо, тем более что, как нам сообщили, размытый участок был небольшим, а мы только что в беседе с местными работниками утверждали, что велотурист пройдет везде, где пройдет всадник на лошади. Выехали из штаба в 14-30. На протяжении еще 10 км продолжалась такая же дорога, как и до штаба, затем плато закончилось и начался крутой спуск в ущелье р. Хасаут. Этот участок дороги и был размыт дождями. Дорога превратилась в сильно изрытое, усеянное большими и малыми камнями русло горного ручья (фото 17).

 

Фото 17. Таким предстал спуск с плато Бечасын

Ехать было невозможно, да и идти приходилось очень медленно, иногда перетаскивая велосипед руками через канавы и ямы. Крутизна спуска достигала 15°. После 8 км такого спуска, наконец, оказались в ущелье у верховьев р. Хасаут (фото 18).

 

Фото 18. Спуск закончился в ущелье Хасаута

Здесь же, на правом берегу речки и разбили бивак. За день пройдено 42 км, отставание от графика из-за плохой дороги еще увеличилось.

27 августа, 6-и день похода. Подъем в 7-00, выехали в 9-00. Перебрались через р. Хасаут вброд по камням. Дорога после реки оказалась ненамного лучше вчерашней (фото 19)

 

Фото 19. Начало дороги вниз по ущелью Хасаута

Она была усыпана валунами я крупными и мелкими камнями, то и дело ее пересекали довольно широкие ручьи. Ехать по такой дороге было опасно, большую часть времени шли пешком.

Через полтора часа после начала движения прибыли в с. Хасаут. Здесь пришлось задержаться на 40 минут - столько времени занял ремонт седла у Ильи. Хасаут с Кисловодском соединяет автомобильная дорога, которая по карте идет через с. Кичи-Балык с автобусным сообщением. Действительно, от села шла вполне приличная автодорога. Мы еще раз удостоверились у местного населения, что дорога ведет в Кисловодск и двинулись в путь. Дорога шла по долине р. Хасаут, очень живописи ной, все время немного под уклон (фото 20)

 

Фото 20. Спуск по ущелью Хасаута

Ехать было легко, впервые за последние дни, и мы нажали на падали.

Долина постепенно становилась уже и в конце концов стала похожа на ущелье. В одном месте она настолько сузилась, что дорога била вырублена в скале, и огромная глыба нависала над проезжей честью

 

Фото 21. Скала над дорогой в ущелье Хасаута

Выехав из этого места, мы, к нашему удивлению, обнаружили, что прибыли в долину Нарзанов!

По плану мы должны были приехать в этот пункт после Кисловодска, но из-за несоответствия карты в действительности попали сюда раньше.

Долиной Нарзанов называется часть долины р. Хасаут в ее нижнем течении, участок протяженностью примерно 3 км от места впадения Хасаута в Малку вверх по течению. Местность очень красивая, долина реки здесь узкая и окружена живописными скалами, нависаюшими над ней. Здесь расположена одноименная турбаза, пользующаяся большой популярностью благодаря обилию нарзанных источников (более 20).

Мы направились на турбазу, где прошли к самому популярному нарзанному источнику (для этого надо пройти через всю турбазу вниз по ущелью) и отведали местного нарзана (фото 22)

 

Фото 22. Нарзан

 На турбазе пообедали. После обеда мы направились вверх по дороге, ведущей к источнику Джилысу, куда по плану у нас намечался радиальный выход. Сразу начался очень крутой подъем. Мы прошли около 1,5 км от турбазы, когда дорогу нам преградил заградительный пост - два верховых. Оказалось, что дальше по дороге проводятся взрывные работы.  Нам стало ясно, что сегодня дорога вряд ли будет открыта: сначала взрывы, затем работы по расчистке обещали занять много времени. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы посовещались и приняли решение отменить радиальный выход к Джилысу, тем более, что мы значительно отставали от графика, а остальная часть маршрута сохраняла вторую категорию сложности.

Приняв это решение, мы направились вниз к Долине Нарзанов, а оттуда - по дороге на Кисловодск.

Долину Нарзанов соединяет с Кисловодском автомобильная дорога, идущая через перевал Шит-Джатмас. Перевал находится на высоте 2100 м, а Долина Нарзанов - на высоте 1324 м. От турбазы мы выехали в 15 часов. Дорога поднималась вверх по красивому ущелью реки Джатмас, сначала по правому, затем по левому берегу реки (фото 23).

 

Фото 23. Подъем по ущелью реки Джатмас

Затем дорога крупными витками серпантина взбиралась по крутому склону горы Шит-Джатмас.

Подъем на перевал занял ровно два часа, за это время прошли 7 км и поднялись на 800 м, почти все время шли пешком. На перевале дорога разветвлялась: влево шла дорога на Кисловодск, вправо - на Сармаково. Сюда, на эту развилку, нам предстояло вернуться из Кисловодска.

С перевала начался крутой спуск, позволявший ехать, но не быстро, так как дорога была каменистой и неровной. Этот спуск продолжался на протяжении 9 км, затем стал еще круче и дорога серпантином спустилась в долину р. Кичмалка (Малая Малка), впадающей в Малку у с. Каменноностского. В долине у дороги расположено с. Кичи-Балык. Здесь сделали небольшую остановку.

От с. Кичи-Валык дорога опять пошла вверх - на перевал Кичи-Балык. Этот небольшой перевал, высотой около 1500 и является водоразделом между реками Кумской и Терской водных систем, входя в состав Кабардинского хребта. Подъем на перевал составил 3 км. На подъеме произошла последняя в этом походе поломка: на велосипеде Игоря сломались пружинки собачек трещотки. Ремонт занял 15 минут: не снимая корпуса трещотки, а отвинтив лишь крышку, набили поролон под собачки (фото 24).

 

Фото 24. Ремонт трещотки

После перевала Кичи-Балык до самого Кисловодска дорога все время шла под уклон. Оставшийся участок пути - 16 км проделали не останавливаясь: надо было торопиться, уже смеркалось.

В Кисловодск приехали в 20-15. Сразу поспешили на Главпочтамт и дали телеграммы в Волгоград. После этого начали расспрашивать местных жителей в сквере около почтамта, как нам лучше всего и ближе выехать из города, чтобы поставить палатку. Нас тут же пригласили на ночлег гостеприимные кисловодчане.(фото 24)

 

Фото 25. Наша гостеприимная хозяйка

Мы прекрасно переночевали в соседнем доме. За день пройдено 69 хм.

28 августа, 7-й день похода. Подъем в 7-00. Ночью прошел сильный дождь, и хотя утром дождя не было, небо было хмурым, а дороги - мокрыми. После завтрака поездили по Кисловодску, побывали в нарзанной галерее, закупили продуктов, которыми Кисловодск традиционно хорошо снабжается, и двинулись обратно на перевал Шит-Джатмас.

Подъем на перевалы со стороны Кисловодска несколько более пологий, чем со стороны Долины Нарзанов, но все равно большую часть пути приходилось идти пешком. С подъема открывается хороший вид на Кисловодск, к сожалению испорченный плохой погодой.

На перевале Кичи-Балык (чуть ниже самой верхней точки, у родника) сделал остановку для отдыха и перекуса. Отсюда открывается панорама долины р. Кичмалка и с. Кнчи-Балык.

Весь путь от Кисловодска до перевала - Шит-Джатмас занял 6 часов 10 минут и составил 21 км. На перевале были в 17 часов. Отсюда, с перевала, по описанию в путеводителе, открывается прекрасный вид на Эльбрус, но при такой погоде совершенно ничего не было видно. Погода, весь день туманная и пасмурная, к вечеру еще ухудшилась; подул ветер, особенно холодный на перевале, начался небольшой дождь.

На развилке дорог мы свернули влево на дорогу, ведущую в Сармаково, и сразу начали спускаться, не задерживаясь на перевале, чтобы как можно дальше спуститься до наступления темноты. Небо затянуло такими темными тучами, что казалось - наступил вечер. Дорога с перевала - каменистая, довольно неровная - не позволяла развить сколько-нибудь значительную скорость.

Когда я проехал около 10 км от верха перевала (18 часов), начался ливень, Мы развернули пленку и укрылись под ней вместе с велосипедами, предусмотрительно захватив камни для сидения. Это оказалось нелишним, так как разразился такой ливень, что за несколько минут дорога и обочина, на которой мы сидели, превратились в поток, а островком был только камни, которые мы притащили под пленку. Немного спустя дождь сменился градом, прячем отдельные градины были до 2 см в диаметре. Мы даже стал опасаться, что они пробьют пленку. К счастью, этого не случилось. Бурное ненастье продолжалось около часа, затеи как будто бы стало стихать, ливень перешел в обычный дождь. Мы решили двигаться дальше, так как уже вечерело, а в этом месте, где нас застал ливень, совершенно невозможно было разбивать бивак. Мы свернули пленку и поехали дальше. Не прошло и 15 минут, как ливень хлынул опять, мы уже были достаточно мокрыми и решили не останавливаться, невзирая на дождь. Дорога опять превратилась в реку, где трудно было определить рельеф и препятствия, поэтому в целях безопасности приходилось двигаться медленно. Все это время дорога шла со значительным уклоном, педали не крутил, а все время пользовался тормозами. Так мы ехали около часа и, наконец, подъехал к мосту через р. Кичмалка, что означало, что мы спустились с перевала.

На другом берегу реки стояла заброшенная хижина с выбитыми окнами и полуоторванными дверями, но, по крайней мере, с целой крышей. Мы поспешили к ней и остались там на ночлег, загородив, по возможности, окна кусками старого кровельного железа и укрепив двери. За день пройдено 47 км, из них 21 км - возвращение по той же дороге от Кисловодска до перевала Шит-Джатмас.

29 августа, 8-й день похода. С учетом неурядиц прошедшего дня подъем сделали на час позже - в 8-00. Одежда, развешенная с вечера, конечно не высохла, у меня промокли часы (запотело стекло), то же самое случилось со спидометром и, что самое неприятное - промок фотоаппарат и склеилась последняя пленка. Приготовили завтрак на примусе, позавтракали и выехали в 10-20. Сразу от реки начался асфальт (наконец-то!). Через 4 км от места ночлега - с. Кичмалка.

Дорога от Кичмалки пошла ровная, гладкая, с небольшим, едва заметным уклоном. Ехать было легко, но я не спешил, давая себе отдых после вчерашнего тяжелого дня.

Через 2 часа прибыл в Сармаково, здесь пообедали в столовой. После Сармакова характер дороги не изменился, и в 15 часов мы выехали на трассу Москва – Баку и повернули налево на Пятигорск. Трасса на этом участке идет по холмистой местности, и на дороге чередуются некрутые (до 2 - 4°) подъемы и спуски. На ночлег остановились, проехав с. Залукокоаже, в придорожной лесополосе у родника. За день пройдено 68 км.

30 августа, 9-й день похода. Подъем в 6-00. Выехали в 10-00. Оставшийся путь до Пятигорска проходил по трассе Баку - Москва. Через полтора часа, проехав 21 км, мы были в Пятигорске. В этот же день поездом выехали в Волгоград.

Замечаний на маршруте со стороны КСС, работников рыбного, лесного, охотничьего надзора не было.

2.3. Технические данные маршрута.

Общее расстояние 459 км

с зачетом радиального выхода в одну сторону 438 ки

из них

Общее ходовое время 56 ч.20 мин

Среднее расстояние в день 51 км

Среднее ходовое время 6 ч.12 мин.

Средняя скорость 8,2 км/ч.

3. Выводы и рекомендации.

Пройденный маршрут представляет несомненную ценность как в спортивном, так и в познавательном отношениях. Проходя в относительно безопасном районе Кавказа, он позволяет подготовить группу к участию в походах более высоких категорий по горам. Однако, оценивая в целом сложность естественных препятствий, имеющихся на маршруте, следует отметить, что она несколько выше по сравнению с эталонными классифицированными маршрутами. Вследствие малоизученнооти района и недостаточности литературных данных об этом трудно было судить заранее. Поэтому решение, принятое группой на маршруте об исключении радиального выхода Долина Нарзанов - Джилысу является целесообразным. Можно рекомендовать также следующим группам, пойдущим по этому маршруту, исключить из маршрута радиальный выход Долина Нарзанов - пер. Шит-Джатмас - Кисловодок, который дает в зачет протяженности похода лишь 28 км и включает преодоление дополнительно трех перевалов: Кичи-Балык (дважды) и Шит-Джатмас. Чтобы не исключать из маршрута Кисловодск, интересный туристский объект, рекомендуется продлить маршрут от Пятигорска до Кисловодска по всесоюзной магистрали.

Маршрут можно использовать как основу для разработки маршрута третьей категории сложности при соответствующем увеличении протяженности, например, от Пятигорска через Минеральные Воды до Невинномысска, превратив его, таким образом, в кольцевой.

Оптимальными сроками проведения похода являются июнь - август Прохождение маршрута группой можно считать, в основном, успешным, хотя в ходе движения пришлось несколько корректировать график движения и нитку маршрута.

 

Литература.

  1. Ставропольский край, М., 1980.
  2. Карачаево-Черкесская автономная область, М., 1974
  3. Кабардино-Балкарская АССР, М., 1982
  4. Р. Лайпанов, Уголок России - горный край родной, Черкесск, 1982
  5. А. Чикалин. Курортно-климатические особенности верховий Кубани, Ставрополь, 1971
  6. Ставропольский край. Туристская схема, М., 1979
  7. Центральный Кавказ. Туристская схема, М., 1971
  8. По Кабардино-Балкарии. Туристская схема, М., 1976
  9. Кавказские Минеральные Воды. Путеводитель, Ставрополь, 1960

 

Автор отчета Павел Протопопов

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы