Pavel Protopopov

Велоклуб Орион

Восстановлен в 2005 году по машинописной копии и старым фотографиям и слайдам
Обновлен и перенесен на этот сайт в 2013 году

Крым-83

Отчет

о велотуристском походе третьей категории сложности по Крыму, совершенном с 4 августа по 24 августа 1983 года
по маршруту:

Джанкой - Раздольное - Оленевка - Джангуль - Громово - Евпатория - Бахчисарай - Севастополь -Орлиное - Соколиное - Ай-Петри - Ялта - Алушта - Лучистое - Судак - Планерское - Белогорск - Симферополь

Руководитель похода – Павел Протопопов

Поход утвержден Российской республиканской маршрутно-квалификационной комиссией 20 июля 1983 г. Маршрутная книжка № 191-83-Р.

Российская республиканская маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет третью категорию сложности.

Автор отчета: Павел Протопопов

Участники похода

Участники

Туристская подготовка

Обязанности в группе

 Павел Протопопов

Павел Протопопов

2 спортивный разряд по туризму. Участник 7 велопоходов, из них основные:

Махачкала - Дербент - Маджалис - Уркарах - Кубачи - Акуша - Цудахар - Кумух - Гуниб - Хунзах - Боцра - Уркачи - Унцукуль - Ботлих -Б. Керкетский пер.-оз. Кезенойам - М.Керкетский пер. - Ведено - Гудермес - Хасавюрт - Махачкала, 4 к.с, участник

Невинномысск - Черкесск - Карачаевск - ущ. р. Худес - плато Бечасын - Хасаут-Долина нарзанов - пер.  Шит-Джатмас - Сармаково - Малка - Пятигорск, 2 к.с, руководитель.

руководитель

 Станислав Радченко
«Станис

Станислав Радченко

Участник 6 велопоходов, из них основной:

Нальчик - Ардон - Алагир - Бурон - пер. Мамисонский - Шови - Они - Зестафони -Гори - Тбилиси - Орджоникидзе, 4 к.с, участник.

зам. руководителя

 Филипп Радченко

Филипп Радченко

3 спортивный разряд по туризму. Участник 2 велопоходов, из них основной:

Иловля - Михайловка - Серафимович - Клетский - Трехостровская - Качалино - Волгоград, 2 к.с, участник

медбрат

 Игорь Румянцев

Игорь Румянцев

2 спортивный разряд по туризму. Участник 3 велопоходов, из них основной:

Невинномысск - Черкесск - Карачаевск - ущ. р. Худес - плато Бечасын - Хасаут-Долина нарзанов - пер.  Шит-Джатмас - Сармаково - Малка - Пятигорск, 2 к.с, участник

завхоз

 Илья Филиппов

Илья Филиппов

3 спортивный разряд по туризму. Участник велопохода 2 к.с. по Северному Кавказу:

Невинномысск - Черкесск - Карачаевск - ущ. р. Худес - плато Бечасын - Хасаут-Долина нарзанов - пер.  Шит-Джатмас - Сармаково - Малка - Пятигорск, 2 к.с, участник

фотограф

 Юрий Шапошников

Юрий Шапошников

3 спортивный разряд по туризму. Участник 2 велопоходов, из них основной:

Загорск - Переславлъ-Залесский - Ростов - Ярославль - Кострома - Иваново -  Суздаль - Владимир, 2 к.с, участник.

механик

График движения

Таблица 2.

Дни пути
/
дата
Участки пути Протя-
жен-
ность, км
Характер пути, естественные препятствия Погода
облачность,
осадки
Температура,°С Ветер
утро день вечер
1-2/5-6.08 Волгоград - Джанкой 7,6 отъехали от Джанкоя          
3/7.08 Джанкой - Бакальская коса 113,0 асфальт, равнина, на косе песок ясно 19 26 22 В. с
4/8.08 Бакальская коса - Джангуль 61,8 асфальт, грунт ясно 17 25 21 В. с
5/9.08 Джангуль - Громово 87,6 асфальт, грунт перем. обл 17 19 23 В. сл
6/10.08 Громово - дневка 15,2   пасм. дождь 15 20 21 ЮВ. с
7/11.08 Оленевка - Евпатория 107,1 грунтовка, асфальт, равнина перем. обл 22 26 24 ЮВ. с
8/12.08 Евпатория - Фурмановка 96.5 асфальт, пологие подъемы облачно 23 26 20 В. с
9/13.08 Фурмановка - Севастополь 71,1 асфальт, подъемы ясно 16 28 24 В. ум
10/14.08 Севастополь - Соколиное 54,2 асфальт, грунтовка, перевал Бечку (Кабаний) перем. обл 17 26 20 СВ. сл
11/15.08 Соколиное - дневка   пешая радиалка в Большой Каньон ясно        
12/16.08 Соколиное - Ялта 59.3 асфальт, горная дорога, г. Ай-Петри ясно 10 22 26 б/в
13/17.08 Ялта - Лучистое 43.2 асфальт, горная дорога ясно 22 31 24 Ю. сл
14/18.08 Лучистое- Морское 63.6 асфальт, горная дорога ясно 19 30 23 В. ум
15/19.08 Морское - дневка     перем. обл 21 33 22 В. ум
16/20.08 Морское - Планерское 59.3 асфальт, горная дорога пасм. дождь 20 23 19 б/в
17/21.08 Планерское - Богатое 71,2 асфальт, подъемы и спуски перем. обл 15 22 18 СЗ. сл
18/22.08 Богатое - Симферополь 61,5 асфальт, слабопересеченная местность ясно 16 25 14 З. ум
19-20/
23-24.08
Симферополь - Волгоград   поезд          

Итого 910 км

Часть I.

1.1.. Общая характеристика района.

Крымский полуостров расположен на юге Европейской части СССР, с запада и с юга он омывается Черным морем, с востока - Азовским морем и Керченским проливом. Соединен с материком узким и низменным Перекопским перешейком. Площадь Крымского полуострова 26 тыс. кв, км. Расстояние от Перекопа до самой южной точки Крыма - мыса Сарыч - 195 км, а в широтном направлении от мыса Тарханкут до Керченского полуострова - 325 км.

На сравнительно небольшом пространстве Крыма наблюдается чрезвычайное разнообразие рельефа, климата, растительного и животного мира. Крым делится на степную, северную, часть, занимающую три четверти площади полуострова, и горную, южную, часть, на долю которой приходится одна четверть.

Равнинная, степная, часть Крыма обширна и довольно однообразна. На севере она совершенно плоская и занята Сивашом и солеными озерами. Южнее, у Джанкоя, она слегка всхолмлена, и только вблизи Симферополя появляются небольшие возвышенности, поднимающиеся по направлению к предгорьям. На западе, на Тарханкутском полуострове, встречаются возвышенности, образующие местами хорошо выраженную гряду.

Горный Крым - это скалистый хребет, вытянутый вдоль южного берега полуострова в виде дуги длиной более 160 км. На западе горы подходят к Черному морю близ Балаклавы, на востоке они ограничиваются массивом Карадаг и оканчиваются близ Феодосии.

Крымские горы четко разделяются на три гряды: Главную (Южную), Внутреннюю и Внешнюю. Главная гряда обращена к морю и представляет собой цепь горных вершин и нагорных плато (яйл), высота ее достигает 1200 - 1500 м. Внутренняя гряда начинается в районе Севастополя , проходит через Бахчисарай, Симферополь и почти исчезает в районе Старого Крыма, высота ее до 600 - 700 м над уровнем моря. Внешняя гряда лежит севернее Внутренней и отделяется от нее понижением шириной 3 - 8 км. Средняя высота ее около 250 м.

Наличие горной части определяет своеобразие климата Крыма.

Если бы Крым беи равнинным на всем своем протяжении, он являлся бы продолжением южных засушливых областей материковой Украины. Однако высокие горы, простирающиеся в широтном направлении, в сочетании с влиянием теплого незамерзающего моря способствуют созданию парникового эффекта. Поэтому континентальность климата, особенно в прибрежной части заметно смягчена. Горы играют большую роль также в перераспределении света, осадков, они изменяют скорость и направление движения воздушных масс. В связи с этим в Крыму можно выделить три основных климатических района: равнинный - континентальный, южнобережный - субтропический и горный - умеренно холодный и влажный.

По продолжительности солнечного сияния Крым занимает первое место в СССР. Осадков выпадает мало, поэтому речная сеть невелика - около 150 ручьев, речек и рек, основными из которых являются реки Салгир, Альма и Кача.

Растительность Крыма очень богата и своеобразна. Здесь произрастает около 2300 видов растений - более половины всего видового состава флоры Европейской части СССР. Растительность степной части сохранилась лишь на небольших участках, т.к. большая часть этой территории распахана. Подножия гор окаймляет полоса лиственных лесов, выше появляется крымская сосна, затем бук. Самые высокие части гор безлесны, но покрыты густой травянистой растительностью. Особым разнообразием растительного мира отличается Южный берег, который часто сравнивают с Восточным Средиземноморьем.

Животный мир Крыма характеризуется обедненностью. Здесь не встречаются многие виды пресноводных рыб, земноводных, птиц, млекопитающих, обитающих на Украине и в причерноморских странах. В Крыму насчитывается около 30 видов рыб, хотя в целом рыбы очень мало, 14 видов пресмыкающихся, около 300 видов птиц и свыше 50 видов млекопитающих, среди них заяц, лисица, барсук, различные мышевидные грызуны, летучие мыши. Бурый медведь был уничтожен в XVII в., а волк - 50-60 лет назад. Исконными обитателями лесов Крыма являются крымский олень и косуля, кабан, в заповеднике - европейский муфлон.

Крым имеет густую сеть автомобильных дорог. Магистрали всесоюзного значения связывают Симферополь с материком, через Керченский полуостров - с Кавказом, с городами Евпаторией, Севастополем, Ялтой, Алуштой, Феодосией. По Южному берегу также идет всесоюзная магистраль. Остальные населенные пункты связаны с областным центром и между собой дорогами республиканского и областного значения. Большинство дорог благоустроены и асфальтированы.

Крым очень популярен в туристском отношении. Многие виды туризма в нашей стране - пешеходный, конный, автобусный, спелеотуризм -зародились в Крыму, а первая официальная в России туристская организация (1890 г.) носила название Крымский горный клуб. В настоящее время по горной части полуострова проложено 56 всесоюзных и республиканских пешеходных и автобусных туристских и более 400 экскурсионных маршрутов. Кроме плановых, в Крыму бывает ежегодно 400 -500 тыс. самодеятельных туристов. В последние годы растет число велотуристов.

1.2. Общая характеристика маршрута.

Маршрут полностью проходит по территории Крымского полуострова и включает участки двух эталонных маршрутов 3 категории сложности. При выборе нитки маршрута мы руководствовались стремлением включить в него наибольшее число природных достопримечательностей Крыма, охватить все разнообразные ландшафтные зоны полуострова, посетить места боевой славы и при этом не отдаляться надолго от моря. В связи с этим последним обстоятельством маршрут построен так, что около двух третей его протяженности приходится на побережье. По рельефу, ландшафту и дорожным условиям маршрут можно разделить на три различающиеся участка.

01 Схема маршрута

00. Схема маршрута

Первый - от Джанкоя до р. Кача - проходит по степному Крыму и характеризуется равнинной местностью без существенных подъемов и спусков и хорошим состянием дороги. Исключение составляет часть пути по Тарханкутскому полуострову, где приходится преодолевать несколько возвышенностей и оврагов и на протяжении нескольких десятков километров идет грунтовая или каменистая дорога без покрытия.

Второй участок - от долины р. Кача до Планерского - проходит по горному Крыму и определяет категорию сложности похода. Он характеризуется сильно пересеченной местностью, извилистой горной дорогой, наличием многочисленных перевалов.

Третий участок - от Планерского до Симферополя - проходит по Внутренней горной гряде и по рельефу занимает промежуточное положение между первыми двумя. Здесь преобладают затяжные некрутые подъемы и спуски, путь проходит по всесоюзной магистрали Феодосия - Симферополь .

Такое построение маршрута позволяет обеспечить на начальном участке привыкание к режиму похода, в то время как наиболее тяжелый участок с большинством естественных препятствий приходится на вторую треть похода.

Расчетная протяженность маршрута - 798 км - превышает минимально допустимую для похода третьей категории сложности (600 км) почти на 200 км. Это объясняется необходимостью возвращения в Симферополь после прохождения Южного берега для облегчения отъезда в Волгоград (обратные билеты продаются только со станции формирования поезда, т.е. - Симферополя).

В связи с этим продолжительность похода по графику была также увеличена по сравнению с минимальной по требованиям Правил (на три дня). Дневки планировались в местах возможного посещения природных достопримечательностей Крыма. Количество дневок-3, что составляет 18,75% от общей продолжительности похода.

Весь маршрут проходит по дорогам союзного, республиканского и областного значения, в связи с чем постановка на учет в КСС не требуется.

Часть 2.

2.1. Подъезды и подходы.

Выбор начальной и конечной точек маршрута в немалом степени , определялся наличием транспорта: из Волгограда в Крым в летнее время ежедневно курсируют четыре пассажирских поезда, из них только на один - Саратов-Симферополь - можно заранее забронировать прямой и обратный билеты. Поезд идет не через Керченский пролив, как остальные, а через Перекопский перешеек, что укорачивает время в пути на 5 часов. В Джанкое он делает кратковременную остановку. Конец маршрута - в Симферополе, так как обратный билет в Волгограде можно купить только из Симферополя. Время в пути 28 часов.

Выехали из Волгограда в 16 час. 5 августа (по графику 4 августа, но кан оказалось, поезд этот ходит только по нечетным дням).

1-й и 2-й дни похода - переезд Волгоград-Джанкой.

2.2.Техническое описание маршрута.

7 августа, 3-й день похода.

Вечером предыдущего дня мы сошли с поезда в Джанкое. Вокзал расположен на западной окраине города, почти сразу от него ведет дорога через пригороды на запад. Ночевали мы на выезде из города, невдалеке от дороги на небольшом пустыре. Водой предварительно запаслись в колонке на выезде из города.

Утром, пока готовился завтрак на двух примусах, руководитель и завхоз проверили весовые характеристики снаряжения и продуктов (фото 1) и распределили их равномерно среди участников.

01. Развес снаряги перед выходом на маршрут
01. Развес снаряги перед выходом на маршрут

Понадобился и небольшой профилактический ремонт (Фото 2).

02. Механик приступил к работе
02. Механик приступил к работе

Прямой дороги к западному побережью от Джанкоя нет, дорога идет сначала на северо-запад до с. Воинка по магистрали Джанкой – Красноперекопск - Каховка, затеи влево отходит второстепенная дорога областного значения. Таким образом, большую часть первого дня мы двигались на северо-запад. Дорога шла все время по равнине, по сторонам сменяли друг друга поля кукурузы, подсолнечника, виноградные плантации, участки, занятые овощами. Качество покрытия -отличное, ехать легко. Однако, учитывая, что это был первый ходовой день, мы не торопились, постепенно привыкая к походному режиму. Населенных пунктов встречалось мало, так как магистраль, как правило, обходит их стороной.

На первом участке пути - до Воинки, не считая кратковременных остановок для отдыха, была лишь одна более продолжительная остановка - замена камеры после прокола.

В 40 км от Джанкоя в полукилометре от Воинки влево уходила дорога на Раздольное. Прежде чем свернуть на нее мы заехали в Воинку, дали здесь телеграмму о выходе на маршрут, докупили продуктов и пообедали. После этого отправились на Раздольное. Дорога шла теперь на юго-запад, и ветер, ранее попутный, стал боковым, что несколько снизило нашу скорость. Качество покрытия немного ухудшилось, но оставалось достаточно хорошим.

Пейзаж по сторонам оставался прежним, никаких достопримечательностей не встретилось, и наконец мы подъехали к перекрестку, где наша дорога пересекалась с магистралью Красноперекопск - Симферополь. Через 25 км пересекли еще одну основную дорогу, ведущую от с.Портового на берегу Каркинитского залива к югу - в Евпаторию. На этой дороге в 2 км влево от перекрестка находится пос. Раздольное. Мы свернули в него с целью пополнить запас продуктов и пообедать.

После обеда и отдыха вернулись на нашу дорогу. Характер дороги и окружающий пейзаж оставались прежними. Проехали несколько сел: Полочное, Кукушкино, Славянское, затем подъехали к с.Стерегущему. Сразу за селом на дороге указатель - вправо "берег моря - 7 км". Здесь далеко в море уходит известная Бакальская коса (по некоторым путеводителям - Мыс Песчаный). Местные жители утверждают, что на этой косе - лучший пляж Крыма.

Мы свернули на косу. Вначале широкая, она постепенно сужалась, асфальт сменило гравийно-песчаное покрытие. Примерно посередине пути по косе ( в 3 км от поворота с основной дороги) расположена автостоянка с красивым названием "Дельфин". На стоянку принимают и велотуристов. Мы решили не упускать такого удобного случая и остаться на ночь здесь, только не на стоянке, на которой было совсем неинтересно, а дальше - на самой косе. Естественно, делать это запрещалось, о чем сообщал щит, установленный перед шлагбаумом. За шлагбаумом еще некоторое время шла грунтовая, потом песчаная дорога, потом она кончилась, и пошел чистый песок, причем такой, по которому, кроме как на внедорожниках, не проехать. Мы прошли пешком еще пару километров и выбрали место для бивака в месте, где ширина косы составляла метров 50.

Пляж тут действительно обладает рядом несомненных достоинств. Коса в этом месте значительно сужается, так что на пляже не одно, а по сути дела - два моря, справа и слева. Почти при любом направлении ветра всегда имеется спокойное море. К тому же пляж этот пока малонаселен, что связано с его удаленностью от крупных населенных пунктов, и мы имели возможность сфотографироваться без посторонних, что затруднено на других пляжах Крыма. На фото 3 видна довольно длинная безлюдная прибрежная полоса.

03. Первый снимок на Бакальской косе
03. Первый снимок на Бакальской косе

Эта полоса лучше видна на фото 3а, сделанном гораздо позже, в эпоху цифровой фотографии

  Бакальская коса
03а.

Установили палатки поперек косы (фото 4-5)

04. Бакальская коса. Вид на бивак с востока
04. Бакальская коса. Вид на бивак с востока

05. Бакальская коса. Вид на бивак с запада
05. Бакальская коса. Вид на бивак с запада

К вечеру пляж совершенно опустел, и мы остались одни. Не знаю, как другим, а мне спалось неспокойно, все мерещилось, что приближаются погранцы и вот сейчас заставят сворачивать лагерь и убираться подобру-поздорову.

8 августа, 4-й день похода.

За ночь погода резко изменилась, и, встав утром, мы вместо безоблачного увидели пасмурное небо, из которого вот-вот готов был хлынуть дождь. Мы поспешно собрались, чтобы успеть выехать на асфальт до дождя, и успели как раз вовремя: дождь начался в тот момент, когда мы снова выехали на основную дорогу.

Всю первую половину дня мы ехали под проливным дождем. В довершение к этому именно на этом участке дороги был ремонт, и вместо асфальта пришлось ехать по гравийно-земляному покрытию примерно 15 км. Остальная дорога была с асфальтовым покрытием, но грязная от земли, выносимой машинами с боковых въездов. По пути проехали с.Далекое. Ехали быстро и почти без остановок, чтобы не замерзнуть.

Постепенно дождь стал стихать, и при подъезде к с. Межводное, когда слева от дороги показалось большое озеро, он прекратился совсем. До Межводного от нашего выезда с Бакальской косы 39 км. Село расположено на пересыпи, отделяющей Ярылгачскую бухту от озер Карлавского и Джарылгач. В селе есть больница, почта, аэропорт. Столовая обслуживает только рабочих совхоза, но нас в виде исключения накормили обедом.

Сразу за Межводным дорога почти вплотную подходит к берегу моря, и как раз в этом месте имеется благоустроенный пляж. Поскольку солнце уже светило вовсю, мы после обеда сделали большой привал на пляже. После отдыха двинулись дальше.

Дорога от Межводного пошла прямо на юг по пересыпи. Справа - все та же Ярылгачская бухта, слева поля, на горизонте невысокие плоские холмы. Затем отодвинулось море и справа, пошли поля с обеих сторон. Через 17 км въехали в пос. Черноморское. Это - центр крупного сельскохозяйственного района, курорт. Расположен на берегу Акмечетской бухты. Имеется хороший пляж.

Из Черноморского основная дорога идет на Евпаторию, а на юг идет дорога областного значения в Оленевку. Для того, чтобы попасть на эту дорогу, надо, не сворачивая, проехать через весь поселок, при этом влево будет уходить дорога на Евпаторию. Впервые за время пребывания в Крыму на дороге появились подьемы и спуски. Справа от дороги - огромное поле подсолнечника, слева - полузаброшенный фруктовый сад.

От Черноморского до Оленевки 23 км. По дороге проехали с. Красносельское. Из Оленевки мы отправились в урочище Джангуль. Для того, чтобы туда попасть, надо выехать из Оленевки обратно по направлению к Черноморскому. Сразу на выезде из села влево идет грунтовая дорога, которая тут же разветвляется на три дороги, все идущие в гору. Надо ехать по средней дороге. После подъема дорога пересекает трубы газопровода и идет по ровной степи, потом почти исчезает у фермы. Недалеко от фермы начинается Джангульское оползневое побережье. Это - необычный, непохожий на другие районы Крыма участок побережья. Возвышенный Тарханкутский полуостров обрывается в море огромной каменной стеной, изрезанной выступающими пластами известняков, которыми сложен полуостров (фото 6).

06. Обрывистый берег в Джангуле
06. Обрывистый берег в Джангуле (на ближайшем утесе - наша группа)

Это для масштаба. На фото 7 наша же группа на том же утесе, только вблизи

07. На том же утесе, но вблизи
07. На том же утесе, но вблизи

Море здесь удивительно красиво - с чистой темно-зеленой водой и белым дном, вымощенным глыбами и валунами известняка. Местами участки каменного берега длиной в сотни метров отделились и сползли к морю, образовав каменный хаос. На побережье Джангуля, как и на всем остальном побережье Крыма дикие стоянки запрещены, тем не менее мы опять стали биваком на берегу у южной оконечности Джангуля недалеко от лагеря каких-то акванавтов (фото 8).

08. Бивак в Джангуле
08. Бивак в Джангуле

Слева в ложбинке - родник.

9 августа, 5-й день похода.

Утро мы использовали ее для экскурсии в урочище Джангуль. Мы спустились к морю по узкой каменистой тропинке. Наверху - скудная степная растительность, а урочище заросло кустарником и небольшими деревцами. Тропинка кончилась у небольшого каменистого пляжа, совершенно безлюдного. Пляж выложен ослепительно белым известняком (фото 9).

09. Известняковый пляж в Джангуле
09. Известняковый пляж в Джангуле

Пляж показался нам диким, и мы устроили "дикий пляж" (фото 10). Во времена СССР о нудистских пляжах никто и не помышлял, да и из нас никто, кроме меня, еще и не устраивал подобного непотребства (у меня был опыт такого пляжа на западном и восточном побережьях Каспия. Там пустынные и в прямом, и в переносном смысле пляжи - частое явление, особенно со стороны Туркмении)

10. Дикий пляж в Джангуле
10. Дикий пляж в Джангуле

К сожалению, особо насладиться близостью к природе мы не успели. Надо же было припереться какой-то группе матрасников именно сюда именно в это время. Дамы в группе оказались настолько дикими, что, увидев с обрыва наши голые зады, шарахнулись обратно, а потом выслали парламентера, который попросил нас принять приличный вид. После такого облома настроения оставаться там с чопорными старыми девами не было никакого, и мы покинули Джангуль, направившись дальше по маршруту. Мы направились к Евпатории, но поехали не по основ ной дороге через Черноморское и Красную Поляну, а по второстепенной дороге вдоль берега моря. При этом мы преследовали две цели. Во-первых, эта дорога проходит мимо Большого и Малого Атлеша, которые мы намеревались посетить. Во-вторых, приморская дорога более живописна, хотя по ней и труднее ехать. Для того, чтобы попасть на эту дорогу, надо проехать через всю Оленевку на юг и за последними домами свернуть влево. Отсюда начинается грунтовая дорога, идущая на подъем. Мы поехали по ней и через 7 км выехали к морю в месте, где высятся 30-40-метровые обрывистые каменные мысы Большого и Малого Атлеша. Место очень живописное, изобилующее пещерами, гротами, нагромождениями глыб. Привлекает внимание исполинский тоннель длиной более 100 метров, пробитый волнами через массив Малого Атлеша (Фото 11).

11. Малый Атлеш
11. Малый Атлеш

Богат подводный мир в бухтах, которые можно сравнить с гигантскими природными аквариумами. В расщелинах между глыбами, некогда оторвавшимися от береговых обрывов и скатившимися в воду, нашли себе убежище рыба, крабы, мидии. Очень интересно здесь плавание с маской.

Мы сделали здесь непродолжительную остановку, искупались, не преминув проплыть через тоннель. В Атлеше имели удовольствие пообщаться с погранцами (фото 12).

12. Бдительные стражи границы
12. Бдительные стражи границы

Хорошо, что мы не планировали здесь ночевать. Зеленые фуражки деловито разгоняли образовавшийся здесь дикий лагерь, заставляя сворачивать палатки. Поскольку у нас никакой палатки не было, у нас только проверили документы и предупредили, что ночевать здесь нельзя.

Далее дорога на протяжении 30 км шла вдоль берега моря. Дорога грунтовая с вкрапленным в грунт многочисленным камнями и мелкими валунами. Часто дорога пересекала довольно глубокие балки, спускающиеся к морю. В устьях балок - уютные пляжи с песчано-ракушечным дном. Постепенно высота береговых обрывов стала уменьшаться, необработанные земли сменились посевами и виноградниками. Погода, между тем, стала портиться. Видя это дело и учитывая, что уже вечереет, мы от деревни Громово поехали напрямую к берегу и поставили палатки прямо на берегу моря.

13. Бивак у д. Громово
13. Бивак у д. Громово

Место туристами явно не посещается, так что о погранцах беспокоиться не приходилось.

10 августа, 6-й день похода.

Погода испортилась еще вчера вечером, к ночи начал накрапывать дождик, который периодически шел ночью и практически весь день, иногда переходя в ливень. Ветер с моря почти штормовой. Мы решили в этот день дальше не ехать и устроить дневку, тем более, что грунтовку развезло. Так и провели весь день у палаток или в них (фото 14).

14. Дневка у д. Громово
14. Дневка у д. Громово

Погода явно не соответствовала ни времени года, ни месту: холодно, мокро и ветрено. Купаться почему-то никому не хотелось.

15. Погода явно не августовская и не крымская
15. Погода явно не августовская и не крымская

Ливень в этот день хлестал с такой силой, что палатки, хотя они и были поставлены на высоком берегу, подтопило. Вернее, подтопило, а скорее - затопило одну. И это была не моя палатка. Я НИКОГДА не стелю пленку ПОД палатку, а только ВНУТРЬ. Жильцы же второй палатки по причине недостаточного опыта сделали ошибку, типичную для новичков - постелили пленку под палатка, да еще так, что края пленки выступали за днище палатки сантиметров на 10-15. Получился неплохой сборник дождевой воды, а поскольку дно брезентовой палатки тоже брезентовое, то вся эта вода оказалась в палатке. Все вещи промокли. Пострадали, в том числе, и дензнаки, а это не какая-то резаная зеленая бумага из-за океана, а настоящие советские четвертные!

16. Это не отмывание денег, это их сушка
16. Это не отмывание денег, это их сушка

 

11 августа, 7-й день похода.

С бивака пошли пешком прямо по грязи. продирались три километра, периодически очищая колеса. От Громова начался асфальт. Дорога постепенно отошла от моря и у с. Знаменское круто повернула влево. Здесь вплотную к морю подходит вода соленого озера Донузлав и соединяется с морем проливом. Мы планировали график движения из расчета того, что нам удастся переправиться через пролив и выехать прямо к Евпатории, но оказалось, что такого сообщения через пролив нет. В итоге нам пришлось сделать крюк, объезжая озеро. Как раз от Знаменского дорога пошла в объезд. Качество дороги хорошее, встречаются пологие подъемы.

От поворота у Знаменского до выезда на трассу Черноморское - Евпатория проехали 23 км и повернули вправо. Вскоре трасса пересекла озеро и повернула на юго-восток к Евпатории. По дороге проехали село Воробьево, где пообедали. Вскоре после этого въехали в Евпаторию - первый крупный город на нашем пути.

Евпатория - известный и популярный курорт, а также промышленный и культурный центр Западного Крыма. Особенно знаменита она как детская здравница. Здесь очень много пансионатов, санаториев, пионерских лагерей.

Мы проехали через весь город, осмотрели центр и выехали из Евпатории по Симферопольскому шоссе. Это шоссе идет вплотную к морю и вдоль него оборудовано множество платных стоянок. На одной из этих стоянок у с. Прибрежного мы и остановились на ночлег.

12 августа, 8-й день похода.

Почти весь этот день мы ехали по приморской равнине, вначале по пересыпи, отделяющей оз. Сасык от моря. Ширина ее от 0,9 до 1,6 км, длина 13 км. Почти вся она занята автостоянками, пунктами проката, магазинами, пляжами. Заканчивается она у г. Саки - старейшего грязевого курорта.

У с.Орехово - развилка: влево идет дорога на Симферополь, вправо - на Севастополь. Мы повернули вправо. Вдоль дороги почти все время виноградники, овощные плантации, фруктовые сады. Овощи здесь выращивают круглый год.

В 40 км от Евпатории мы выехали на шоссе Николаевка - Симферополь, повернули вправо, проехали 3 км и свернули с этой дороги влево, снова по направлению к Севастополю. Вскоре после этого пересекли р. Альма, одну из крупных рек Крыма. Однако почти вся вода той реки забирается на хозяйственные нужды и орошение, поэтому вместо красивой реки мы увидели грязноватый ручеек. По долине следующей реки - Качи - от села Орловка влево идет порога на Бахчисарай. Она поворачивает сразу за мостом через Качу (фото 9). От Евпатории до этого поворота 82 км. Мы свернули на эту дорогу и поехали по долине. В этом месте Кача течет по равнине, и ее долина представляет собой сплошной сад, в основном яблони современных спуровых сортов на карликовых подвоях.

Постепенно долина сужалась, ее окаймляли холмы, затем небольшие горы. Проехав 14 км по долине, мы разбили бивак недалеко от дороги у с. Фурмановка (фото 17). В селе пополнили запас продуктов и купили молока в магазине. Рядом с селом имеется небольшой пруд и родник.

17. Бивак у д. Фурмановка
17. Бивак у д. Фурмановка

13 августа, 9-й день похода.

До Бахчисарая оставалось всего около 8 км, и уже через полчаса после выезда со стоянки мы въезжали в этот старинный городок. Хотя, конечно, старинным сейчас его назвать трудно,, так он разросся за последнее время, старые постройки остались только в ущелье р. Чурук-су. Туда мы и отправились, чтобы осмотреть знаменитый ханский дворец, воспетый Пушкиным, Мицкевичем, Лесей Украинкой.

Во дворец каждые 5-7 мин. отправляется организованная экскурсия, состав которой комплектуется на входе. С разрешения обслуживающего персонала мы завели велосипеды во внешний дворик дворца, сфотографировались у фонтана (фото 18-19), оставили здесь велосипеды и присоединились к очередной группе.

18. Бахчисарай

19. Бахчисарай
18-19. Бахчисарай

Экскурсия заняла 50 мин., после чего мы выехали из Бахчисарая по шоссе Симферополь - Севастополь. Шоссе на этом участке пересекает р.Качу, затем идет по ровной межгорной долине. Сразу на выезде из Бахчисарая слева открывается вид на Качинский каньон - ущелье, пропиленное Качей через внутреннею гряду. На 8 км от Бахчисарая развилка: влево уходит дорога на Ялту через Ай-Петри, вправо - на Севастополь. На левую дорогу мы должны были выехать позже, после Севастополя, поэтому повернули направо. На этой дороге установлена стела в честь 200-летия Севастополя, около которой мы сфотографировались (фото 20).

20. Памятник в честь 200-летия Севастополя
20. Памятник в честь 200-летия Севастополя

Не доходя до Севастополя, дорога снова раздваивается. Оба ответвления приводят к городу-герою, но с разных сторон бухты Северной. Так как мы должны были выезжать из Севастополя по Ялтинскому шоссе мы решили въехать в город по другой дороге, поэтому свернули вправо. Через 5 км от поворота - граница города. Мы спустились к берегу бухты, погрузились на паром, и переправились на другой берег. С воды открывается красивая панорама центральной части города. Вблизи набережной Приморского бульвара в воде бухты установлен памятник затопленным кораблям.

Осмотру Севастополя с его многочисленными достопримечательностями и памятниками героического прошлого города надо посвящать несколько дней. К сожалению, мы были лишены этой возможности, поэтому, пообедав и поездив по центру города, выехали из Севастополя в сторону Ялты.

От центра дорога идет на подъем. На выезде из города - памятник летчикам-черноморцам, оборонявшим Севастополь (фото 21).

21. Памятник летчикам-черноморцам, оборонявшим Севастополь
21. Памятник летчикам-черноморцам, оборонявшим Севастополь

Далее продолжается подъем на Сапун-гору, где расположена диорама "Штурм Сапун-горы".

Невдалеке от Сапун-горы, на 13 км от Севастополя, мы разбили бивак у с.Оборонное, в километре от трассы.

22. Бивак у с.Оборонное
22. Бивак у с.Оборонное

14 августа, 10-й день похода.

С этого дня наш путь лежал по Главной (Южной) гряде Горного Крыма, начиналась горная дорога.

Село Оборонное лежит выше основной трассы на склоне горы. Отсюда мы спустились на дорогу и продолжили спуск в межгорную котловину, окруженную со всех сторон горами, покрытыми со стороны Севастополя травянистой растительностью, а впереди лесом. Здесь у нас случилось маленькое групповое ДТП, жертвой которого стал Игорь. Ссадины, которые он получил в результате падения на асфальт, почему-то оказались, в основном, на спине. Мы загрунтовали их клеем БФ, при каковой процедуре Игорек героически страдал (фото 23).

23. Первая помощь при ушибах
23. Первая помощь при ушибах

Из котловины начался подъем на Перовский перевал. Некрутой подъем продолжался 4 км, затем был относительно ровный участок 2 км, потом снова подъем (фото 24-25).

  24. Подъем на Перовский перевал

25. Подъем на Перовский перевал
24-25. Подъем на Перовский перевал

До верха перевала мы не доехали, в 14 км от Оборонного дорога разветвилась. Здесь вправо идет новое шоссе в Ялту через Ласпи, Сарыч, Форос, влево - старая дорога через с.Орлиное и перевал Байдарские Ворота.

Поскольку нам надо было сворачивать с шоссе у с. Орлиное, мы поехали по старой дороге. Через 1,5 км от развилки достигли верха перевала (360 м), начался спуск к Орлиному.

Дорога, по которой мы должны были ехать (через Передовое и Соколиное) по карте поворачивает прямо из Орлиного, поэтому мы не обратили внимания на дорогу, уходящую влево незадолго до Орлиного с указателем "Широкое". Через 2 км въехали в Орлиное. Здесь мы узнали, что надо было поворачивать именно на Широкое, поэтому, пообедав и пополнив запас продуктов, вернулись на развилку и повернули направо.

Дорога пошла по обширной котловине, почти безлесной, окруженной кольцом гор. Через 5 км пересекли р. Черную и дорога пошла на подъем, вначале пологий. В 3 км от Черной проехали с. Передовое.

Фото 15. Въезд в с.Передовое. В селе кончился асфальт, на выезде начался крутой подъем на перевал Бечку (Кабаний). Дорога грунтовая, сверху покрыта слоем щебня, местами очень крупного, ехать можно было далеко не везде, большую часть подъема шли пешком. Подъем от Передового продолжался б км, высота перевала 675 м. Сам перевал, подъем и спуск покрыты лесом. Состояние дороги на спуске было таким же, спускались осторожно, со скоростью 7-10 км/час. Через 7 км спуска начался асфальт, а еще через 2,5 км выехали на трассу Бахчисарай - Ялта, с которой мы свернули вчера в Севастополь, и повернули направо к Ай-Петри.

На протяжении 5 км шел небольшой подъем, после чего мы въехали в с.Соколиное. Село расположено в живописном ущелье р. Коккозка, глубоко врезающемся в склоны Главной гряды. Недалеко от села находится турбаза "Орлиный залет". От Соколиного поехали вверх, по направлению к Ай-Петри. Естественно, на дороге стоял запрещающий знак (фото 26).

26. Как бы не так!
26. Как бы не так!

Естественно, мы на него не отреагировали. То есть, отреагировали неприличными жестами и словами, но это не для отчета. Проехав еще 5 км на подъем, оказались у входа в Большой Каньон Крыма, где встретились (не первый уже раз!) с очередной группой велотуристов (фото 27).

  27. Встреча с "чужими" велотуристами
27. Встреча с "чужими" велотуристами

Стали биваком на речке недалеко от входа в Каньон.

15 августа, 11-й день похода.

Большой Каньон - один из интереснейших туристских объектов Крыма. Он представляет собой огромную щель, длиной около 3 км, глубиной 200-300 м, а шириной в узких местах всего 3-4 м. Образовался, по-видимому, в результате раскола горного массива. Назван по аналогии с Большим Каньоном на реке Колорадо в Америке, хотя и значительно уступает ему в размерах. С утра собрались в каньон пешим порядком. Кидать жребий, кто останется охранять лагерь, не пришлось - Игорь самоотверженно взял на себя эту функцию.

По дну Каньона в его нижней части течет речка Аузун-Узень (фото 28).

28. Река Аузун-Узень в Большом Каньоне
28. Река Аузун-Узень в Большом Каньоне

Продвигаясь вверх по каньону, выходим к истоку речки, где она вытекает прямо из-под скалы (фото 29).

29. У истока р. Аузун-Узень
29. У истока р. Аузун-Узень

Дальше каньон, в основном, сухой, за исключением часто встречающихся так называемых "ванн" глубиной метр-полтора, заполненных холодной водой. Пройдя его до конца, мы выбрались наверх и обратно пошли по правому (орографически) склону. Сверху каньон тоже смотрится неплохо (фото 30).

30. Большой Каньон, вид сверху
30. Большой Каньон, вид сверху

Вернувшись в лагерь, мы отправили Игоря в поход по каньону, который он благополучно совершил. Ночевали здесь же.

16 августа, 12-й день похода.

Задачей этого дня являлась преодоление преграды между нами и побережьем - Ай-Петринской яйлы. Подъем на нее начался сразу от Соколиного. Дорога очень извилистая, идет среди леса, повороты крутые и, как правило, закрытые (фото 31-32).

  31. Подъем на Ай-Петри

32. Подъем на Ай-Петри
31-32. Подъем на Ай-Петри

В лесу прохладно, ехать приятно и неутомительно. В последней части подъема древесная растительность сменилась травянистой.

Весь подъем от Соколиного продолжался 26 км и перепад высот составил 890 м. Верхняя часть яйлы представляет собой почти безлесную холмистую равнину (фото 33).

33. Верхняя часть Ай-Петринской яйлы
33. Верхняя часть Ай-Петринской яйлы

Лишь в последнее время здесь проводятся посадки деревьев. Слева от дороги - памятник крымским партизанам, павшим в бою с немецко-фашистскими захватчиками 13 декабря 194I г. (фото 34).

34. На Ай-Петри
34. На Ай-Петри

Рядом - видовая площадка на скале Шишко, с которой открывается великолепная панорама Ялты и Южного берега (фото 35-36).

  35. Видовая площадка на скале Шишко
35. Видовая площадка на скале Шишко

36. Панорама Ялты со скалы Шишко
36. Панорама Ялты со скалы Шишко

Здесь мы сделали большой привал, отдыхали, обедали. От скалы Шишко мы начали спуск с яйлы. Впереди виднелись зубцы Ай-Петри (1233 м над уровнем моря, площадка на скале Шишко расположена на высоте 1182 м над уровнем моря).

Дорога через Ай-Петри была построена в прошлом веке под руководством инженера Шишко и является прекрасным инженерным сооружением. Особенно трудно было прокладывать витки серпантина на южном склоне Ай-Петри, где крутизна склона достигает 60° (фото 37-38).

37. Серпантин на спуске с Ай-Петри

38. Крутой южный склон Ай-Петри и серпантин на спуске
37-38. Крутой южный склон Ай-Петри и серпантин на спуске

 Дорога долго идет через заросли крымской сосны, потом сосна сменяется лиственными породами (фото 39)

39. Нижняя часть спуска с Ай-Петри
39. Нижняя часть спуска с Ай-Петри

От начала спуска до Ялты - 24 км.

Ялта - знаменитый курорт Крыма, но для туристов особого интереса не представляет, так как основные достопримечательности в окрестностях расположены вне города. Поэтому мы сделали остановку только на ялтинском пляже, поскольку после Евпатории мы ни разу не купались в море, а затем начали искать место для ночлега. Сделать это оказалось довольно трудно, но в конце концов нам удалось договориться, чтобы нас пустили во дворик в частном доме. Здесь и заночевали.

17 августа, 13-й день похода.

Дорога из Ялты пошла на подъем и вскоре соединилась с широкой объездной дорогой, идущей из Севастополя. Дорога хорошая, по ней проложена троллейбусная трасса. У пос. Массандра на небольшом утесе - скульптура орла с распростертыми крыльями. Вскоре за Массандрой справа от дороги - Государственный Никитский ботанический сад, в котором собрано множество растений. В 18 км от Ялты у пос. Гурзуф с дороги виден знаменитый пионерлагерь "Артек", а за ним - Аюдаг (Медведь-гора). Она заслонила от нас морс и дальше его уже не стало видно. Далее проехали села Пушкино, Кипарисное, Малый Маяк. Слева появилась отвесная каменистая стена высокой горы с плоской вершиной - массив Парагильман, справа опять показалось море. Отсюда пологий спуск привел в Алушту. От Алушты мы поднялись к селу Лучистое, намереваясь сделать радиальный выход на г. Южная Демерджи. Заночевали на пустыре прямо у села (фото 40).

40. Бивак у с. Лучистое
40. Бивак у с. Лучистое

18 августа, 14-й день похода.

С утра полезли на гору (без велосипедов). На южном склоне гору находится знаменитая Долина Привидений - скопление причудливых фигур выветривания (фото 41-43).

41. Демерджи. Долина привидений

42. Демерджи. Долина привидений

43. Демерджи. Долина привидений
41-43. Демерджи. Долина привидений

После экскурсии выехали обратно к Алуште, чтобы продолжить путь вдоль моря.

Дорога Алушта - Феодосия, идущая вдоль берега поря, не является основной, большая часть транспорта идет по трассе Симферополь -Феодосия, здесь же ходит транспорт, совершающий местные поездки. Это объясняется извилистостью дороги, частыми подъемами и спусками. Среди велогонщиков эта дорога считается одной из самых сложных горных трасс СССР.

Сразу от Алушты начался крутой затяжной подъем на перевал Судакские Ворота. 7 км подъема преодолевали частично пешком. Абсолютная высота перевала невелика - 350 м, но, учитывая, что поднимались практически от уровня моря, перепад высот получился значительным. За перевалом последовал спуск почти такой же протяженности, затем подъемы и спуски протяженностью 300-500 м стали равномерно чередоваться. Постепенно дорога спустилась и приблизилась к морю у пос. Солнечногорское, где прямо от дороги начинается пляж. На пляже мы сделали кратковременный привал.

После Солнечногорского проехали с. Малореченское, потом дорога снова пошла на подъем, характер дороги остался прежним. Перевалы следовали один за другим, так что, спускаясь с одного, можно было видеть подъем на следующий (фото 44).

44. На дороге Алушта - Судак. Между двумя перевалами
44. На дороге Алушта - Судак. Между двумя перевалами

На спусках - серпантины (фото 45).

45. На дороге Алушта - Судак. Спуск с перевала
45. На дороге Алушта - Судак. Спуск с перевала

По пути проехали еще два больших села - Рыбачье и Приветное, каждое находится внизу, дорога спускается к ним, затем следует очередной подъем. После Приветного преодолели последний в этот день перевал и спустились к с.Морскому, где дорога опять вплотную подходит к морю (фото 46).

46. Въезд в с.Морское
46. Въезд в с.Морское

На выезде из села имеется придорожная полоса, где разрешена стоянка, здесь мы разбили бивак недалеко от речки и родника.

19 августа, 15-й день похода.

В этот день была наша последняя дневка и впервые за поход мы никуда не ходили и не ездили, а провели день на месте, посвятив его отдыху, купанию, ремонту техники.

20 августа, 1б-й день похода.

От Морского мы опять начали подниматься в горы. С очередного пере вала спустились к с. Веселому. Отсюда дорога, огибая гору, привела к повороту на Судак (фото 47).

47. Въезд в Судак
47. Въезд в Судак

Мы заехали в Судак, осмотрели крепость, здесь же остались ночевать на городском пляже (фото 48). Палатки не ставили, чтобы нас не прогнали.

  48. Бивак на пляже в Судаке
48. Бивак на пляже в Судаке

21 августа, 17-й день похода.

С утра вернулись на трассу. Снова начался подъем, который продолжался 15 км, перепад высот 360 м. Дорога в этом месте идет по предгорьям Карадага и очень живописна. У ответвления к с. Солнечная Долина прямо у дороги -г. Деликлы-Кая с причудливыми очертаниями (фото 49).

49. У подножия г. Деликлы-Кая
49. У подножия г. Деликлы-Кая

Красивая горная дорога продолжалась до с. Щебетовки, где мы остановились для обеда. Затем горы стали снижаться, лысеть и рыжеть. Вскоре показался указатель "Планерское". В поселке мы побывали в музее планеризма, пообедали (в кои-то веки цивильно!)

50. Цивильный обед
50. Цивильный обед

затем разместились на автостоянке близ пляжа, оставшееся время дня провели на пляже (фото 51).

51. Мы прекрасно проводим время под дождем на пляже в Планерском
51. Мы прекрасно проводим время под дождем на пляже в Планерском

Программа похода была на этом, в основном, выполнена, оставалось прибыть к месту выезда домой. В Планерском закончился второй - горный - участок маршрута. Дорога от Планерского сразу удалилась от моря, которого мы уже больше не увидели до конца похода.

Первые 10 км дорога шла среди пологих холмов, переваливая через невысокие гряды, затем мы выехали на трассу Феодосия - Симферополь и свернули влево. Трасса эта - значительно более оживленная, но зато она шире, качество покрытия выше. Стали чередоваться длинные пологие подъемы и спуски, но подъемы были длиннее и круче спусков, и мы постепенно поднимались все выше.

Через 14 км от поворота въехали в Старый Крым. Здесь мы побывали на городском кладбище, где находится могила А.С.Грина. После Старого Крыма дорога еще 2 км шла на подъем, поднимаясь на склон г. Агармыш, затем начала постепенно спускаться. Заночевали мы в красивом месте на р. Кучук-карасу у с.Богатое.

22 августа, 18-й день похода.

Это был наш последний ходовой день. Характер дороги остался таким же, как в предыдущий день, только подъемы и спуски стали еще положе. По пути проехали г. Белогорск. В районе Белогорска достопримечательностью является Белая Скала - известняковый обрыв на Внутренней гряде. Вскоре пересекли р. Зуя, от которой начался последний подъем. В 14 час.10 мин. подъехали к Симферополю. По случаю окончания похода устроили пир: купили батон колбасы (фото 52)

52. Колбаса
52. Колбаса...

и по литру молока на брата (фото 53).

53. ...и молоко
53. ...и молоко

Последнее фото - у танка. Танк смахивает на тот, что у нас на площади Дзержинского стоит (фото54)

54. Симферополь
54. Симферополь

Технические данные маршрута

Общая протяженность 910 км, из них:

по равнине 504 км, по горной дороге 292 км, по холмистой местности 114 км

в том числе:

по асфальту 849 км
по грунтовой дороге 61 км.

Общее ходовое время 102 ч 10 мин. Среднее ходовое время 7 ч. 50 мин. Средняя скорость 8,9 км/ч

4.2. Выводы и рекомендации.

Анализ прохождения похода группой позволяет сделать вывод, что нитка маршрута и разработанный график движения в целом являются удачными. Об этом свидетельствует малое отклонение реального графика движения от запланированного. Маршрут представляет ценность как в познавательном отношении, так как знакомит достаточно полно с природой и достопримечательностями Крыма, так и в спортивном отношении, поскольку горная часть маршрута имеет достаточную сложность и позволяет подготовить участников к походам более высокой категории сложности.

В порядке рекомендации последующим группам можно отметить, что при планировании графика движения целесообразно предусматривать ночевки на Бакальской косе и в Оленевке, в то же время не планировать ночевок в Ялте и Алуште ввиду большой перегруженности этих городов отдыхающими.

Оптимальными сроками проведения похода являются май - сентябрь.

Литература.

Крым. Путеводитель, Симферополь, 1982.
В.И.Лебединский. С геологическим молотком по Крыму, М.,1982.
Крым. Туристская схема, М., 1980.
Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1981 - 1984 годы, М., ЦСТиЭ, 1981.

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы