Pavel Protopopov

Велоклуб Орион

Восстановлен в 2008 году по машинописной копии

Перенесён на этот сайт в 2013 году

Волго-Ахтубинская пойма-82

Отчет

о велотуристском походе первой категории сложности по Волгоградской и Астраханской областям,
совершенном с 30 апреля по 6 мая 1982 года.
по маршруту:

Краснослободск - Репино - Лещевский заказник - Покровка - Зубаревка  - Лопино - Садовый - Капустин Яр - Колобовка - Ленинск - Заплавное - Средняя Ахтуба - Волгоград

Руководитель похода – Павел Протопопов

Справочные сведения о походе

Путешествие утверждено Российской маршрутно-квалификационной комиссией в 1982г. Маршрутная книжка 10-82р.

Волгоградская областная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие мотет быть зачтено всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет первую категорию сложности.

Автор отчета: Павел Протопопов

Сведения об участниках и руководителе:

Участники

Туристская подготовка

Обязанности в группе

  Павел Протопопов 1 - у

руководитель

  Валерий Боков ПВД медик
  Сергей Дорохин ПВД

завхоз

  Александр Дьяченко ПВД

зам. руководителя

  Дмитрий Ковалев ПВД

фотограф

  Андрей Перепелицын ПВД механик
  Игорь Румянцев ПВД

летописец

Таблица 2.

График движения

Дни пути
/
дата
Участки пути Протяженность, км Характер пути, естественные препятствия
1/30.04 Краснослободск - Рассвет 35 асфальт 30 км, 5 км грунтовая дорога
2/1.05 Рассвет - Покровка 68 грунтовая дорога, местами пересеченная местность, грейдер
3/2.05 Покровка - Садовое 42 грунтовая дорога
4/3.05 Садовое - дневка - -
5/4.05 Садовое - Колобовка 39 грунтовая дорога 17 км, остальные бетонное покрытие и асфальт
6/5.05 Колобовка - Заплавное 47 асфальт
7/6.05 Заплавное - Волгоград 54 асфальт

Итого 289 км

Общие сведения

Поход проводился группой велотуристов Волгоградского политехнического института в составе 7 человек. Сведения об участниках похода приведены в таблице 1, В таблицах 2 и 3 приведены соответственно планировавшиеся график маршрута и график движения. Существенных отклонений от запланированного графика не было, незначительные отклонения протяженности дневного пути объясняются следующим. Во второй день пути к вечеру были трудности с поиском места для ночлега - на протяжении 12 км пути не было подходящего места, где рядом были бы лес и вода. В пятый день путешествия дневной километраж планировался небольшим с учетом возможных потерь времени на переправе, т. к.не было известно, будет ли мост через Ахтубу или его снимут в связи с разливом. Поскольку разлив еще не начался, мост оказался на месте, задержки не было, потому был пройден большой путь.

Общая характеристика района

Район путешествия - Волго-Ахтубинская пойма - включает территорию двух соседних областей Нижнего Поволжья - Волгоградской и Астраханской. Сведения общего характера о Волгоградской и Астраханской областях приведены в отчетах о походах 1 к.с. 1981 года (1-3), поэтому в данный отчет они не включены. Ниже приводятся некоторые данные об административном делении и природных условиях той части Волго-Ахтубинской поймы, по которой проходит маршрут похода. Карта-схема района приведена на рисунке 1. Территория Волго-Ахтубинской поймы в пределах Волгоградской области входит в состав двух районов: Среднеахтубинского и Ленинского, в Астраханской области - Ахтубинского района. Административные центры районов расположены на р. Ахтуба, ограничивающей рассматриваемые территории с северо-востока. С юго-востока пойма ограничивается р. Волга. Основными населенными пунктами, не считая районных центров, являются села и поселки, расположенные на берегу Волги или в непосредственной близости от нее: центральная усадьба с/х 'Рассвет", Покровка, Каршевитое, Булгаково, Грачи, которые имеют связь между собой и с Волгоградом по Волге - теплоходами и "Ракетой". Кроме указанных пунктов следует отметить также Репино, Суходол, Красный Октябрь, пос. Степана Разина, Зубаревку, Лопино. Все перечисленные пункты имеют продовольственные и промтоварные магазины и отделения связи (кроме Репина и Лопина).

Природные условия Волго-Ахтубинской поймы определяются, с одной стороны, общими условиями Левобережья Волги, с другой - гидрологическими особенностями ее, обусловленными ежегодным разливом Волги и Ахтубы и затоплением большей части территории поймы. Это - низменная равнинная местность. По климатическим и метеорологические условиям этот район так же, как и все Левобережье; характеризуется резко континентальным засушливым климатом, большим числом ясных дней, особенно в весенне-летний период, частыми ветрами. Однако, вследствие большого количества влаги, приносимой во время разливов и плодородной почвы, район поймы характеризуется богатой растительностью, многочисленными лесами, хорошими лугами. Богат и животный мир; лоси, олени, косули, кабаны, рысь, лисы, зайцы, очень много водоплавающих птиц. Вся территория изрезана реками и ериками, изобилующими рыбой. Все это резко контрастирует с полупустынным характером остальной части Левобережья и делает Волго-Ахтубинскую пойму одном из самых живописных и привлекательных мест Нижнего Поволжья.

Район имеет развитую дорожную сеть, соединяющую все населенные пункты между собой и с районными центрами. Большинство дорог не имеет покрытия. Дороги с покрытием имеются только в части поймы, прилегающей к Волгограду. Это: Краснослободск - Средняя Ахтуба, Краснослободск - Рассвет, Средняя Ахтуба - Суходол, Суходол - Чапаевец. Имеются профилированные дороги без покрытия ( грейдер): Суходол - Красный Октябрь, Ленинск - Покровка, Грачи – Капустин Яр. Остальные дороги не профилированные и во время разлива местами заливаются.

Общая характеристика маршрута.

Маршрут является кольцевым и имеет расчетную протяженность 276 км. Он делится на два явно выраженных участка. Первый участок; Краснослободск - Садовый - Капустин Яр, проходит по дорогам без покрытия (за исключением первых 30 км) и характеризуется разнообразием растительности и дорожных условий. Второй участок: Капустин Яр - Ленинск - Волжский - Волгоград маршрута проложен по дорогам с твердым покрытием на высоком левом берегу Ахтубы. Он характеризуется однообразным ландшафтом (степь, редкие лесополосы).

При разработке маршрута и определении сроков похода во внимание принимались погодные условия, режим рек, состояние дорог.

В запланированные сроки похода - конец апреля - начало мая в Волгограде и прилегающих районах устанавливается, как правило, теплая погода с небольшим количеством осадков, распускается листва на деревьях, подрастает трава. Земля уже подсыхает после схода снега и дороги уже достаточно накатаны. В более ранние сроки проведение похода нецелесообразно, т.к. в этом случае еще не устанавливается стабильная дорожная сеть, возможна грязь, особенно в низменных местах, в более поздние сроки (до конца июня) поход по данному маршруту затруднен вследствие затопления части поймы во время сброса паводковых вод из Волгоградского водохранилища.

Нитка маршрута показана на Рис. 1. Она составлена таким образом, чтобы наиболее сложная часть маршрута (первый участок) была пройдена в первой половине всего срока. Запасной вариант предусмотрен на случай, если сброс воды ГЭС начнется раньше обычного.

00 Схема маршрута
00 Схема маршрута

Подготовка к путешествию.

Данное путешествие явилось итогом занятий, которые проводились в секции велотуризма Волгоградского политехнического института в 1981-82 гг. Занятия включали общую и специальную туристскую подготовку общим объемом теоретических и практических занятий 50 часов.

Групповая подготовка проводилась в походах выходного дня и многодневном некатегорийном путешествии в марте-апреле 1982 г. Общий пробег в течение подготовки составил 300 км с четырьмя ночлегами в полевых условиях. В процессе походов отрабатывались техника езды, движение в группе, преодоление препятствий.

Индивидуальная подготовка заключалась в самостоятельных тренировках на велосипеде и общей физической подготовке.

Подготовка техники включала регулировку и смазку механизмов велосипедов и оснащение их самодельными багажниками.

Распределение обязанностей на период подготовки:

Разработка маршрута, оформление заявочных документов – Протопопов

Закупка продовольствия - Дорохин

подготовка ремнабора - Перепелицын

подготовка фотоаппаратуры и фотоматериалов - Ковалев

подготовка аптечки - Боков

Подъезды и подходы.

Велосипедная часть маршрута начинается из Краснослободска, расположенного на левом берегу Волги напротив Центрального района Волгограда. Добраться туда можно на речном трамвайчике или на пароме. Трамвайчик отправляется через каждые 15 мин, паром - через полтора часа. Для велотуристов более удобным средством переправы, несомненно, является паром, так как трамвайчик, как правило, переполнен пассажирами и разместить там велосипеды с грузом нелегко. Стоимость проезда на пароме с велосипедом(25 коп.) почти в два раза меньше, чем на трамвайчике (46 коп.). Ниже приводится расписание отправления парома из Волгограда в апреле - мае: 5-00, 6.-30, 8-00, 9-30, 11-00, 12-30, 14-00, 15-30, 17-00, 18-30, 20-00 /время местное/.

Техническое описание маршрута.

30 апреля, 1-й день похода.

Сбор - на паромной пристани (фото 1)


01. В ожидании парома на Краснослободск

Переправились через Волгу на 17-часовом пароме. В 17-20 выехали от пристани Краснослободска. Дорога на Репино идет через с/х "Рассвет", поэтому вначале поехали по дорого, идущей из Краснослободска в Среднюю Ахтубу. Через 9 км от пристани от основной дороги вправо идет дорога на "Рассвет". На дороге стоит указатель "Фрунзе - 2 км" (фото 2)


02. Поворот на "Рассвет"

Мы свернули вправо. Дорога асфальтированная, ровная, по сторонам - плантации с будущими помидорами. Вскоре (8 км от поворота) показался указатель, извещающий, что мы въезжаем на территорию с/х "Рассвет". Перед въездом на центральную усадьбу – развилка: вправо - "Рассвет", налево - грунтовая дорога на Репино и посередине - асфальт на молочно-товарную -ферму. Две последние дороги ведут к Репину, но дорога через МТФ короче и частично асфальтирована, поэтому мы поехали по ней. Через 3 км после поворота уже непосредственно перед МТФ с асфальта свернул на грунтовую дорогу в обход МТФ, которая вывела нас на грейдер, проехали по нему 2 км, свернули еще раз налево на проселочную дорогу (1-й поворот после въезда на грейдер). Эта дорога близко подходит к Репину ерику, где удобно устраивать бивак. Здесь мы и остановились на ночлег в небольшой рощице между ериком и дорогой.

1 мая, 2-й день похода.

Подъем в 6-30, выезд в 8-35. Через 1 км от места бивака въехали в Репино, откуда поехали по дороге на Лещев. Туда ведет несколько дорог, но мы выбрали дорогу, ведущую через Лещевский заказник (фото 3).


03. Въезд в Лещевский заказник. Все запрещено

Эта дорога является наиболее интересной, т.к. проходит по живописной: местности, часто встречаются обитатели заказника - зайцы, лисы, сидели даже оленя, очень много дичи.

Эта же дорога, однако, явилась для нас участком наиболее пересеченной местности на всем нашем маршруте. Вскоре после въезда в заказник встретился недлинный, но довольно крутой подъем (фото 4).


04. Подъем в заказнике

На этом подъеме случилась первая поломка: у С. Дорохина вышла из строя трещотка. На устранение неисправности ушло 40 мин. После этого подъема были еще несколько поменьше, затем мы выехали на большую поляну (фото 5).


05. В заказнике

Дорога местами была еще плохо накатана после весенней распутицы, то и дело попадались глубокие колеи, засохшая грязь, рыхлые участки, где вязли колеса велосипедов. Всего от Репино до Лещева через заказник - 18 км.. Из Лещева поехали дальне на Покровку. Дорога до Покровки - хорошо профилированный, накатанный грейдер длиной в 10 км. В Покровке попытались сделать отметку в маршрутной книжке, но ни на почте, ни в сельсовете, ни в каких-либо других учреждениях никого, даже дежурных, не оказалось. Пополнили запасы хлеба, сала и рыбных консервов и двинулись дальне, на обед остановились в 1,5 км от пос. Степана Разина в 14-00, в 16-15 снова отправились в путь. Поехали по грейдеру, ведущему в Ленинск. Через 11 км от Степана Резина - поворот на Каршевитое. Дорога проселочная, но довольно ровная, хорошо накатанная. Довольно быстро приехали в 3убаревку (12 км от поворота), здесь уточнили, как ехать к Садовому. Сразу после Зубаревки начали искать м сто для ночлега, однако это оказалось делом нелегким, на протяжении 8 км не попадалось ни одного ерика. Наконец показалась вода, и хотя ерик был довольно-таки маленький, а вода - мутноватая, мы все же остановились на ночлег. Впереди виднелось Лопино.

2 мая, 3-й день похода.

Ночью прошел дождь. Подъем в 6-30, с выездом не торопились, ждали когда дорога хоть немного подсохнет. Выехали со стоянки в 9-30. Дорога была покрыта земляной крошкой, которая намокла под дождем до такой степени, что прилипала к колесам, но непрочно удерживалась на них, так что отлетала во все стороны. Двигались медленно, через 6 км проехали Лопино. Сразу за ним снова вышла из строя трещотка, на этот раз у В. Бокова. Устранение неисправности отняло больше часа. От Лопина до Садового идет слабо накатанная проселочная дорога, сильно извилистая, огибающая ерики и небольшие озерца (фото 6).


06. Дорога в заказнике

 В Садовом приехали на почту, чтобы дать телеграмму, однако почта была закрыта - выходной день, да еще праздник. Поехали на дом к зав. почтой, но ее и там не оказалось. Тогда выехали из села и остановились на обед. После обеда опять поехали в Садовый, с большим трудом нашли зав. почтой и уговорили ее дать телеграмму. После этого начали искать место для бивака и дневки, для чего отправили на разведку А. Дьяченко, Д, Ковалева и А. Перепелицына. Через полчаса место было наедено в 5 км от Садового на берегу ерика Каршевитого. На берегу небольшая роща, за которой начинаются посевы, здесь мы и остановились.

3 мая, 4-й. день похода. Дневка.

На дневке был проведен профилактический осмотр, регулировка и смазка велосипедов, анализ трех дней похода, разбор случившихся задержек (фото 7-8).


07-08. На дневке

 Ерик Каршевитый богат рыбой, что делает его хорошим местом для дневки. Была создана бригада рыбаков в составе А. Дьяченко, А. Перепелицына и Д. Ковалева, которые наловили рыбы для ухи. Вечером 2-го и 3-го мая покупали молоко в селе по 40 коп за литр.

4 мая, 5-й день похода.

Подъем в 6-30, выехали в 8-17. От места бивака до грейдера, ведущего к Капустину Яру пришлось ехать по бездорожью около 2 км, затем выехали на грейдер и повернули налево. Качество дороги невысокое, видимо ее давно не ремонтировали. Часто встречаются большие ямы на дороге, глубокие колеи. Через 17 км от бивака подъехали к мосту через Ахтубу. В связи с задержкой разлива его еще не сняли. Мост (фото 9) наплавной, деревянный в очень плохом состоянии.


09. Мост через Ахтубу

Переходили, ведя велосипеды в руках. Здесь на берегу Ахтубы сделали привал и пообедали. После моста 4 км до Капустина Яра была грунтовая дорога, затем в самом поселке начался асфальт. После Капустина Яра началась дорога с бетонным покрытием, очень разбитым, с большим количеством выбоин и разошедшихся швов, которые имели острые края. Это был самый неприятный участок. Протяженность его около 20 км, затем начинается асфальт. В районе Колобовки свернули ч шоссе в сторону Ахтубы на ночевку. Здесь дорога близко подходит к реке, и через 2 км мы были уже на берегу.

Дороги туда не было, пришлось двигаться по тропинкам, пересечь канаву (фото 10)


10. Последнее препятствие

и идти по целине. Растительности на берегу мало, для дров использовали плавник, валявшийся у самой кромки воды.

5 мая, 6-й день похода.

Подъем в 6-30. Выехали в 8-30. Снова вернулись на шоссе и двинулись по направлению к Волгограду. Движению мешал сильный ветер, который дул в лицо, поэтому ехали медленно с частыми остановками. Дорога асфальтирована, качество покрытия хорошее. Через 200 м после с. Маляевка дорога повернула вправо наверх в объезд Ленинска, а мы поехали прямо по грунтовой дороге, по берегу. В Ленинске купили продуктов и шину от дорожного велосипеда, которую поставили на велосипед А.Перепелицына, т.к. у него лопнула одна из шин. Вскоре после Ленинска остановились на обед, на берегу Ахтубы недалеко от с. Бахтияровка. С берега на асфальт вел довольно крутой подъем. Выехали на асфальт, проехали еще 18 км. и не доезжая с. Заплавное. снова подъехали к Ахтубе.. Здесь остановились на ночлег.

6 мая, 7-й день похода.

Подъем в 6-00, выехали в 9-00, от места стоянки доехали до Заплавного, оттуда поднялись на шоссе. Через 10 км въехали в Среднюю Ахтубу, оттуда поехали через Волжский в Волгоград. Мы без приключений доехали до центральной части города, где закончилось наше путешествие.

Технические данные маршрута

Выводы и рекомендации

Таким образом, путешествие прошло успешно и в соответствии с планом, Оценивая пройденный маршрут со спортивной и познавательной точек зрения, следует отметить, что он удачно сочетает разнообразные дорожные условия, живописную природу, доступность воды и дров для привалов.

По-видимому, для проведения учебных походов по завершению школы НТП или занятий секций велотуризма, этот маршрут является почти идеальным. Что касается сроков проведения похода, то апрель-май также очень удобны, т.к. в это время еще не очень жаркая погода, нет комаров, и дороги уже сухие.

Ограничивающим факторам является возможность раннего начала разлива, поэтому следует рекомендовать начинать путешествие 25-26 апреля с тем, чтобы закончить его 1-2 мая.

Все участники похода выдержали его успешно в физическом и моральном отношении и могут участвовать в более сложных походах.

Литература.

  1. Отчет о велотуристском походе 1 к.с. по Волго-Ахтубинской пойме под руководством В. Осипова. Май I981
  2. Отчет о велотуристском походе 1 к.с. по Волго-Ахтубинской пойме под руководством О. Устиновой. Май 1981 г.
  3. Отчет о велотуристском походе 1 к.с. по Волго-Ахтубинской пойме под руководством Г. Карижской. Май 1981г.

 

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы