Pavel Protopopov

Горьковская область-3-1982

Отчет

о велотуристском походе третьей категории сложности по Горьковской области, совершенном с 9 по 18 июля 1982 года
по маршруту:

Семенов - Макарьево - Лысково - Сергач - Б. Болдино - Лукоянов - Шатки - Арзамас - Павлово - Гороховец - Чкаловск - Горький

Руководитель похода – Алексей Чкалов (Горький)

Восстановлен в 2013 году по дневниковым записям и старым фотографиям

Автор отчета: Павел Протопопов

Предыстория

Активные занятия спортивным велотуризмом в Волгограде и у меня в том числе начались в 1980 году. Раньше я просто катался на велосипеде, а мысли о дальних велопоходах сводились к мечтаниям типа, а хорошо бы вот в Москву, например, на велосипеде съездить (1000 км от нас). Зачем в Москву ехать  на велосипеде - это второй вопрос. Да и компании для дальних походов не было. А в 1980 году Центральный Совет по туризму и экскурсиям при ВЦСПС "спустил" на свои региональные подразделения (областные, краевые и республиканские советы) директиву: развивать спортивный велотуризм. Если с пешеходным, горным и водным видами туризма дело обстояло неплохо, то с велотуризмом в СССР тогда был почти полный швах. Вот и в Волгограде тоже был ноль. А директиву надо было исполнять. Облсовет кинул клич среди туристов всех остальных видов: кто возьмётся. Сменить амплуа огласился горный турист Владимир Белоусов, который и возглавил вновь созданную областную комиссию велотуризма. Я в то время был председателем тоже областной комиссии, но по автомототуризму. Тоже с удовольствием сменил вид туризма на вело и в 1981 году организовал Волгоградскую городскую комиссию велотуризма. Ни у Белоусова, ни у меня, естественно, не было никакого опыта участие, а тем более - руководства в этом виде туризма. Единственным выходом было участие в походах, организованных другими регионами. До упомянутой выше директивы велотуризм культивировался в очень ограниченном числе регионов, среди которых бесспорными лидерами были Горький и Харьков (в Москве был ноль, в Ленинграде - очень своеобразный стиль походов - по асфальту, что для спортивных велопоходов не годилось). Вот в Горький я и обратился с просьбой взять меня в какую-нибудь тройку участником. А Белоусову председатель Центральной велокомиссии в виде исключения разрешил сразу участие в четверке (тоже с горьковчанами).

Вот так я и оказался в группе горьковчан.

 

Участники

Это был учебный поход 3-й категории сложности для школьников из районной секции велотуризма, которую вел Алексей Чкалов, уже опытный велотурист, в послужном списке которого были уже и пятерки. Он же был и руководителем этого похода.

Подробная нитка маршрута

Семенов - Хахалы - Аристово - Лыково - Рустай - Черрнозерье - Пенякша - Верхний Красный Яр - Макарьево - переправа через Волгу на пароме - Лысково - Гагино - Покров - Молчаново - Большое Болдино - Кондрыкино - Большие Поляны - Большое Маресьево - Лукоянов - Шатки - Арзамас - Чернуха - Старая Пустынь - Наумовка - Марфино - Сосновское - Павлово - озеро Ку́сторка - Гороховец - Горький

Итого 735 км

Схема маршрута


00 Схема маршрута
(Примечание: все схемы в этом отчете современные и взяты из Яндекс-карт)

Краткое описание

Начинался маршрут, как ни странно, не из Горького. Дело в том, что по мосту через Волгу велосипедистов не пускали (причуды чиновничьего менталитета), так что великую русскую реку пришлось пересекать на электричке. А ближайшим населенным пунктом на левом берегу был Семенов. Вот он и стал отправной точкой.

9 июля выехали из Горького электричкой в 8-50. Вышли в Семенове, прямо с вокзала - в столовую. Оттуда - в музей художественных промыслов. В 11-50 выехали из Семенова. предварительно сфотографировавшись у памятника (фото 1)


01. Семенов. Памятник Трём коммунистам

Памятник борцам за Советскую власть, коммунистам Ивану Козлову, Анатолию Дельфонцеву, Никандру Завьялову, павшим в 1919 году

Первый участок маршрута был проложен по левобережью Волги вдоль ее левого притока - реки Керженец и заканчивался переправой через Волгу (из Макарьева в Лысково)

02. Участок Семенов - Лысково
02. Участок Семенов - Лысково

Этот район мало населен, дорог практически нет, во всяком случае, приличных дорог с покрытием, зато много лесов и красивая река (Керженец). Поскольку именно эта часть маршрута и определяла, в основном, категорию сложности похода, привожу более подробные схемы этого участка, разбив его на две части.

Из Семенова мы отправились почти прямо на юг по довольно приличной дороге (пока еще асфальтированной) к деревне Хахалы. Почти сразу по бокам дороги - лес (фото 3)


03. Дорога Семенов - Хахалы

Хахалы стоят на левом берегу Керженца и являются излюбленным местом старта водных походов, поскольку есть удобный подъезд, и даже автобус сюда ходит. И мы сюда хорошо доехали. А вот дальше началась категорийная часть.

04. Участок Хахалы - Чернозерье
04. Участок Хахалы - Чернозерье

Асфальт из Хахал еще продолжался, но не туда, куда нам было надо, он вел в Феофаниху, а мы свернули с асфальта вправо под прямым углом на проселочную дорогу и поехали прямо на юг, в сторону Аристова и Лыкова.

Аристово - маленькая деревушка, которая входит в Хахальский сельсовет. Всего 4 километра мы проехали по проселку от Хахал, и уже понадобился ремонт (сломался багажник) (фото 05).

05. Аристово. Ремонт
05. Аристово. Ремонт

Это был первый, но далеко не последний ремонт. Велосипеды были казенные, от секции, сменившие несколько поколений учеников, так что ничего удивительного в этом нет. Мы еще и запасное заднее колесо везли, помимо прочих запчастей.

После Аристова дорога испортилась совсем. И дело даже не в том, что она была местами затоплена, как после сильных дождей (фото 6)


06. Дорога после Аристова

Хотя погода стояла на редкость жаркая для средней полосы (за 30 градусов) и сухая.. Это еще полбеды. Но начался песок. Я к этому был не готов. В том смысле, что опыта преодоления препятствий в виде песка на велосипеде у меня не было. А как выяснилось, здесь нужна определенная техника. О том, чтобы ехать, и речи не шло, но толкать груженый велосипед, как оказалось, тоже надо уметь. Я не умел и просто тупо упирался в руль, толкая его вперед. И очень быстро сдох. А школьники, эти девчонки и мальчишки довольно бойко велосипеды катили. В общем, под конец я уже стал тормозом всей группы и еле дотянул до вечернего привала. Ко всему прочему добавлялась жуткая жара и огромное количество слепней, так что и раздеться нельзя было, приходилось по тридцатиградусной жаре лезть через раскаленные пески в наглухо застегнутой штормовке.

Привал мы сделали около деревни Рустай на берегу Керженца. Еле дотащившись, я рухнул а траву практически хладным трупом (фото 7)

07. Пески доконали
07. Пески доконали

Тем временем остальной народ принялся бодро распаковываться, а механик тут же занялся привычным делом - ремонтом (фото 8)

08. Первый бивак
08. Первый бивак

Ребятки, видимо, уже имели опыт организации, явно не новички, все действовали споро и без дополнительных ЦУ от руководителя. Скоро лагерь приобрел вполне ухоженный вид (фото 9)

09. Лагерь на Керженце
09. Лагерь на Керженце

Через какое-то время и я оклемался, искупался в Керженце, что остальные уже давно сделали, и к ужину был, как огурчик (не в смысле цвета и пупырышек) (фото 10)

10. Все не так плохо
10. Все не так плохо

Вечером к нам в лагерь пришел мужик из деревни. Или дед, возраст определить довольно сложно было. Из его слов выяснилось, что так называемая деревня на самом деле уже давно не деревня, так никого не осталось, и он живет там совершенно один. Занимается огородом, скотинка у него там разная, куры, гуси... От отсутствия цивилизации совсем не страдает. А места вокруг роскошные, считай - дикая природа почти без следов воздействия человека (это сейчас, по слухам, в Рустае снова появилось население, там теперь контора природного заповедника «Керженский», созданного в 1993 году, но до этого тогда было еще далеко - прим. 2013 года)

Дед, выражавшийся сочным матерным языком, пообещал нам молока и вечером, и утром, для чего мы позже снарядили делегацию к нему на подворье. Алексея, нашего руководителя, он называл не иначе, как "косматый х*й", что, в общем, было недалеко от истины ввиду давней нестриженности нашего шефа. Чкалов ему: "Не ругайся, здесь дети!" Дед ему в ответ: "... ... ...". Чкалов: "Не ругайся, говорю!" Дед:  "... ... !". Так вот они и беседовали.

На следующий день характер дороги не изменился, все такой же песок на дороге, а по бокам лес (фото 11)

11. На дороге после Рустая
11. На дороге после Рустая

И снова такая же жара. Только я теперь учел печальный вчерашний опыт и поменял стиль передвижения (толкания). Проанализировав свои действия в предыдущий день, я понял, что моя главная ошибка заключалась в том, что я толкал велосипед, упираясь в руль. На велосипеде с горбатым рулем (а у всех участников были велосипеды типа Туриста) вектор приложения толкающего усилия направлен не только вперед, но и вниз. И это приводит к тому, что переднее колесо глубже зарывается в песок, и сопротивление движению заметно возрастает. Так что теперь я опробовал новые (для меня) приемы. Сначала я просто одной рукой брался за седло и тащил велосипед за него, другой рукой только поддерживая и направляя руль. Идти стало значительно легче. Но постепенно сложилось впечатление, что теперь заднее колесо является главным тормозом (что естественно, учитывая вес рюкзака на багажнике. И я решил, так сказать, облегчить заднее колесо. Я привязал к задней поперечине багажника петлю из тесьмы и накинул ее поверх рюкзака. Теперь я держался рукой не за седло, а за эту петлю, и когда я ее тянул, вектор усилия был направлен вперед и вверх, что несколько разгружало заднее колесо и уменьшало его зарывание в песок. Идти стало еще легче. Теперь я уже вполне нормально передвигался наравне с остальными участниками.

В Чернозерье устроили привал для обеда. Никого живого тут не оказалось (кроме слепней). Зато был колодец с хорошей водой. От привала до обеда прошли 14 км. Дальнейший путь на схеме 12.

12. Участок Чернозерье - Лысково
12. Участок Чернозерье - Лысково

Ночевали опять на Керженце за Пенякшей

Весь следующий день был очень похож на предыдущий, опять неторопливое движение, в основном, пешее вдоль левого берега Керженца. Иногда, правда, дорога становилась потверже, и можно было ехать. К вечеру прибыли в Макарьево, где Алексей договорился, чтобы нас разместили в местной школе (поход-то школьный, как-никак). С утра переправились через Волгу на пароме в Лысково.

На этом, можно считать, категорийная часть похода закончилась. Весь дальнейший путь проходил по относительно хорошим дорогам, и скорость передвижения значительно возросла.

Из Лыскова мы отправились опять на юг в направлении Гагина

13. Участок Лысково - Гагино
13. Участок Лысково - Гагино

Через 6 км после выезда из Лыскова начался асфальт. На обед остановились на берегу речки с интересным названием Пьяна (фото14)

14. Привал на Пьяне
14. Привал на Пьяне

Длина у речки немальнькая: более 400 км, но вся она умещается на территории одной, Горьковской, области, а значит - виляет, как сумасшедшая. И действительно, пообедав и уехав от речки, мы снова встретились с ней вечером, когда подъезжали к Гагину. И привал устроили опять на Пьяне (фото 15)

15. Вечер на Пьяне
15. Вечер на Пьяне

Уже потом я узнал, что Пьяна вошла в историю благодаря битве, которая произошла на ее берегах в 14 веке - так называемом Пьянском Побоище - сражении татарского войска с объединенным русским войском под предводительством князя Ивана Дмитриевича 2 августа 1377 года. В этом сражении, кстати, русские были застигнуты врасплох (по пьяни, что ли) и разбиты. На нас, правда, в наших палатках, никакие татары не нападали.

После Гагина наш путь, до того почти прямолинейный и стремящийся на юг стал более извилистым (схема 16)

16. Участок Гагино - Покров - Молчаново
16. Участок Гагино - Покров - Молчаново

Ничего интересного на этом участке протяженностью 28 км не было. Если не считать трех (!) подряд остановок для ремонта велосипедов у разных участников.

Из Молчанова мы сделали небольшой крюк, чтобы заехать в Большое Болдино (схема17)

17. Участок Молчаново - Большое Болдино - Большое Маресьево
17. Участок Молчаново - Большое Болдино - Большое Маресьево

Здесь главная достопримечательность - усадьба Болдино — музей заповедник А. С. Пушкина (фото 18-19)

18. Усадьба Болдино

19. Болдино - музей заповедник А. С. Пушкина
18-19. Усадьба Болдино — музей заповедник А. С. Пушкина

Я здесь бывал и раньше, а вот школьники, жители областного центра, рядом, можно сказать, были здесь впервые.

Проехав Большой Маресьево, отправились в Шатки (схема 20)

20. Участок Большое Маресьево - Лукоянов - Шатки
20. Участок Большое Маресьево - Лукоянов - Шатки

В Шатках находится могила Тани Савичевой - двенадцатилетней ленинградской школьницы. Пережив блокаду и эвакуированная в Горьковскую область, она умерла 1 июля 1944 года в больнице поселка Шатки. Советую почитать ее дневник, девять страничек из записной книжки, сильнейшее впечатление производит. В память о ней и других детях, погибших в дни Великой Отечественной войны, в Шатках сооружен мемориал, который мы и посетили (фото 21)

21. У могилы Тани Савичевой
21. У могилы Тани Савичевой

Из Шаток мы отправились в Арзамас (схема 22)

22. Участок Шатки - Арзамас
22. Участок Шатки - Арзамас

30 км по хорошей дороге - и мы подъезжаем к Арзамасу (фото 23)

23. Вид на Арзамас со стороны Въездного
23. Вид на Арзамас со стороны Въездного

Арзамас, пожалуй, был самым крупным городом на нашем маршруте, к тому же это - один из старейших городов (1552 г). Неудивительно, что город битком набит памятниками истории и архитектуры. Поэтому мы посвятили полдня экскурсии по городу, в том числе у нас заранее было запланировано посещение музея Аркадия Гайдара (фото 24)

24. Музей А.П.Гайдара в Арзамасе
24. Музей А.П.Гайдара в Арзамасе

Катались по Арзамасу до вечера и заночевали, отъехав от города 3 км.

Дальше наш путь лежал на север в направлении Чернухи (схема 25)


25. Участок Арзамас - Чернуха

Почти сразу после выезда с бивака проехали мою деревню Протопоповку (фото 26)

26. Проехали мою деревню
26. Проехали мою деревню

Все, что я о ней знаю, это то, что там есть Церковь во имя иконы Божьей Матери 1819 года постройки.

Н схеме 25 немного неправильно показана нитка маршрута, из Арзамаса мы ехали до Пологовки, а потом свернули на Ломовку и далее на Чернуху по второстепенной дороге (фото 27)


27. По дороге на Чернуху

В Чернухе есть свой музей - музей Природы, но нам не захотелось тратить на него время, что мы, природы не видали? Пообедали в столовой и двинулись дальше, в направлении Павлова (схема 28)


28. Участок Чернуха - Старая Пустынь - Павлово

По дороге заехали в Старую Пустынь. Само название как бы намекает на что-то древнее и церковно-славянское. Ничего такого мы там не обнаружили, село как село, если не считать того, что в 500 м от села у нас случился очередной ремонт (фото 29)


29. Ремонт на дороге в 500 м от Старой Пустыни

Закупили продукты в магазине и поехали дальше. Ночевали примерно на полпути от Чернухи до Сосновского недалеко от села Рожок.

На следующий день проехали за Павлово, пообедав в середине дня в Сосновском. Торопились поспеть к вечеру на озеро, у нас был запланирован ночлег на озере Кусторка (схема 30)


30. Участок Павлово - озеро Кусторка - Гороховец

Поэтому задерживаться в Павлове мы не стали, да там ничего, кроме автобусного завода, выпускающего знаменитые пазики, ничего примечательного и нет. К озеру мы подъезжали через Тумботино, чтобы попасть на восточный берег, где мы и остановились на ночлег, проехав к южной оконечности озера (фото31)


31. На озере Кусторка

Кусторка (ударение на первом слоге) - озеро, образованное частью старого русла Оки. Согласно легенде, на кусте, росшем на берегу озера повесилась девушка, не пережившая гибели своего жениха. Это место так и называлось — «куст рока» (куст судьбы). Озеро стало называться КустРОка, но со временем из-за неудобства в произношении название изменилось на «КустОРка». Красивое озеро, а по берегам - красивый лес (фото32)


32. Лес у озера Кусторка

Следующий день (18 июля) был последним днем похода. Почти без проблем (всего с одним ремонтом) доехали до Гороховца, где пообедали. А на последнем отрезке случилась более серьезная поломка, но поскольку до Горького оставались уже считанные километры, наш рукводитель решил не тратить время на ремонт, а просто взял потерпевшего на буксир (фото33)


33. Последние километры похода

 

Впечатления от похода

На мой взгляд поход прошел вполне успешно. Программа похода выполнена на все сто, отклонений от маршрута не было, никаких ЧП - тоже. Несмотря на то, что группа была в большей части детская (школьники 8 классов), участники вели себя очень прилично. Может быть, благодаря колоссальному и непререкаемому авторитету Алексея Чкалова. Особой изюминкой похода стали нескончаемые поломки и ремонты. Такого их количества у меня в походах ни до, ни после не было. Вот что значит - казенные велосипеды. Природа очень понравилась. Конечно, это не горы, которые мне нравятся больше, но и здесь красиво, особенно в первой части похода. И задачу получения необходимого туристского опыта я решил, что позволило мне уже в следующем месяце повести двойку на Кавказ.

 

Автор отчета Павел Протопопов

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы