Pavel Protopopov

Велоклуб Орион

Лысые горы и не только

По Карачаево-Черкесии-2-2007

Отчет

о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном
28.04-8.05.07

по маршруту:
Кисловодск - Учкекен - пер Гумбаши - В. Мара - Карачаевск - Ниж. Теберда - г. Бруш-Серты - Хасаут-Греческий - Маруха – Зеленчукская - Преградная - Курджиново - Лабинск - Армавир

Руководитель похода – Павел Протопопов

Ввиду большого количества фотографий весь отчёт разделён на три страницы. Это - вторая страница

Страница: 1, 2, 3

 

Чем дальше, тем снега всё больше, но пока он вполне проходим


44. Снега прибавилось

Естественно, по этой дороге никто в этом году не ездил, но местами видна тропа по снегу, протоптанная неизвестными животными


45. Тропа поверх дороги

Отсюда хорошо виден Эльбрус, который мы не смогли увидеть с перевала Гумбаши


46. Эльбрус сегодня виден

На открытых участках гребня снега нет, видимо, сдувает сильнейший ветер, который, похоже, здесь всегда, в том числе и когда мы шли


47. Бесснежный участок, высота 1700 м, температура 5,4°

Таких мест, однако немного, а снега, наоборот, много


48. И опять снег

049 Похолодало. Пришлось одеться потеплее
49. Заметно похолодало. Приоделись

Сфотографировались на фоне Эльбруса. То есть, это предполагалось, но на фото Эльбрус не очень виден, получилсь групповое фото в непонятном месте.


50. Фото как бы на фоне Эльбруса

Снег уже перекрывает не только дорогу, но и все вокруг

051
51. Дорогу осилит идущий

Вышли к Лысым Горам. Наша цель - пройти по самому верху, по гребню. Дорога же идет правее, ниже и вскоре уходит к летним пастбищам

052
52. Вот они, Лысые горы! Высота 1776 м, температура 3,3°

В этом месте мы ушли с дороги влево и начали подниматься на первую вершину Лысых Гор.

Теоретически по гребню должна идти тропа, а местами и дорога, по крайней мере, так показано на картах. Практически, с учетом того, что все северные склоны, а местами и гребень Лысых Гор были густо засыпаны снегом, оптимальным был путь по наименее заснеженным участкам. Поднимаемся просто по травянистому склону


53. Подъём без дороги и тропы, лишь бы снега поменьше

На заснеженных участках старались выбирать те места, где проглядывала трава - гарантия, что там неглубоко


54. Там, где травка, снег неглубокий

Вышли на гребень. Теперь идем с вершины на вершину (то есть, вверх-вниз) с постепенным повышением

055
55. По гребню Лысых гор


56. Эти мелкие козявки вдалеке - велотуристы

Так получилось, что в какой-то момент я далеко оторвался от остальной группы. Дело в том, что на этом гребне все свободно выбирали себе путь, основываясь на своих представлениях, где снега меньше. На данном участке у меня маршрут оказался короче, что и позволило сделать этот снимок, подчёркивающий масштаб.

В конце концов, спускаясь и поднимаясь по "русским горкам", лавируя между глубокими снежными заносами, мы подошли к высшей точке. Как мы ни стремились обойти вершину по траверсу, не получилось - кругом очень глубокий и крутой снег. Так и пришлось лезть на вершину. Утешило только то, что высшую точку мы взяли, а не прошли трусливо мимо.


57. Высшая точка Лысых Гор - г. Бруш-Серты, 2361 м, температура 1,3°

На вершине торчит металлическая балка, видимо, остаток триангуляционного знака. Глубину снега установить не удалось, во всяком случае, на вершине он довольно плотный, мы почти совсем не проваливались


58. На вершине Бруш-Серты

Со всего гребня слева по ходу открывается великолепная панорама заснеженных гор, но с вершины они видны лучше всего


59. Панорама заснеженных гор

Вершина Бруш-Серты со всех сторон покрыта глубоким снегом, легкого и безопасного спуска нет. Спускались напрямую в направлении простирания гребня в северо-западном направлении. Снежный покров совершенно непредсказуем, местами он довольно плотен, и можно идти, практически не проваливаясь, местами же проваливаешься на каждом шагу, иногда глубоко, больше, чем по пояс Вот на фото 60 внизу Почти рядом стоят двое. Саша бабушкин стоит, как на асфальте, а я по колено, даже больше, провалился.


60. Снег глубок и непредсказуем

Спасали велосипеды, на них мы опирались, как горники на лыжные палки, и они же не давали "ухнуть" вглубь в опасных местах

061
61. Велосипед на таком снегу не нуждается в поддержке. Воткнул в снег - и все дела

Если бы он еще и ехал сам...

Прошли еще одну вершину, чуть ниже главной. Сколько их на этом гребне, мы даже не считали.

На снимке ниже видно, как следы делают загогулину, чтобы пройти по выступающей из снега травке - гарантии того, что здесь уж точно не провалишься

062
62. По снежной целине зигзагом

Опять глубокий снег, но нам уже это не в новинку


63. Опять глубокий снег

Направление гребня - северо-западное, поэтому по ходу северо-западные и северные склоны вершин были обычно покрыты снегом, а южные и юго-восточные нет. Дорога, если она и просматривалась местами, обычно шла по северной стороне, поскольку южные склоны гораздо круче, и идти по ней бесполезно - она покрыта снегом. Приходилось идти только через вершины


64. Дороги тут не найти

Вершины идут одна за другой с очень медленным понижением


65. Ещё много вершин

И на каждую приходится довольно круто подниматься


66. На каждую приходится довольно круто подниматься

Весь день отличная панорама слева. На наше счастье небо было ясным и видимость - отличной

067
67. Весенний день

Время уже совсем к вечеру (18-50), пора думать о ночлеге. Спустившись с очередной вершины, мы решили, что на сегодня хватит


68. Последняя в этот день вершина

Но оставаться на этой перемычке на ночлег, хотя они и ровная, и снег есть, не хотелось. Очень уж ветер сильный дул как раз поперёк, да и температура была всего 2,2°. И тут как раз очень удачно именно на этой перемычке обнаружилось нечто вроде дороги, вернее заготовки под дорогу - прорезанную колею, которая уходила с гребня на южный боковой отрог. Ну мы и решили спуститься на этот отрог

069
69. Пошли на спуск

 Вот этот боковой гребень, на который вывела найденная нами дорога. Спустившись на относительно ровный участок, мы решили остановиться здесь на ночлег, благо, дрова были уже близко, а со снегом проблем вообще не было (в смысле его нехватки)

070
70. Вот этот боковой гребень

Учитывая обстоятельства, получилась вполне приличная стоянка, и даже сильнейший ветер, весь день свирепствовавший на гребне, здесь так не ощущался. Высота 1964 м, температура в 19-20 2,3°. Деревья на склонах подступали совсем близко, так что проблемы с дровами не было, снего тоже совсем рядом


71. Бивак на боковом отроге

Отсюда при взгляде назад видно было, что спустились мы не так уж и много

072
72. Так выглядел с места бивака спуск с гребня по найденной нами дороге

Прискучив от однообразного скаканья с вершины на вершину, мы решили усложнить себе жизнь (чтобы она медом не казалась) и сделали крутую радиалку (но это мы поняли только опосля, на следующий день). Пока мы обустраивали наш бивак, в разведку отправились сначала Марина, потом Сергей.

075
73. В разведку

Всех интересовало, идет ли дальше дорога, и можно ли здесь спуститься. Вернулись они с положительными вестями: дорога идет дальше, а особенно обнадеживала найденная Мариной куча мусора (бутылки, банки), указывающая вроде на близость цивилизации.

2 мая

Утром мы весело отправились вниз по этой якобы дороге


74. С утра - вниз

Привычный уже снег нас не пугал, тем более, что он скоро кончился


75. Снега всё меньше

Качество "дороги" было, мягко говоря неважным. Никакой джип здесь, скорее всего, не прошел бы


76. Дорога не ахти

И крутизна спуска на отдельных участках была намного больше, чем на самих Горах

077 И крутизна нехилая
77. И крутизна нехилая

Поперек дороги стали попадаться поваленные деревья. А здесь лежала здоровенная сосна, напрочь отрицающая возможность проезда какого-либо транспорта, кроме велосипеда. Это должно было бы нас насторожить... Не насторожило


78. Сосновый шлагбаум

Мы весело и энергично, коллективными усилиями, перегрузили велосипеды, как груженые...


79. Перенос тяжёлого велосипеда

.. так и разгруженные.

080
80. .Перенос лёгкого велосипеда

Тут надо отметить, что на спуске только я нес рюкзак на плечах, остальные погрузили их на велосипеды.

Вот мы уже увидели внизу нашу цель - реку Аксаут, куда мы должны были спуститься с Лысых Гор.

081
81.  Внизу - река Аксаут

И вот тут дорога вдруг кончилась, просто и незатейливо, без какого-либо перехода. Дальше шел дикий склон, очень крутой и заросший лесом, никакого намека на тропу. То есть, никто в здравом уме и трезвой памяти ни летом, ни тем более в межсезонье этой дорогой для спуска в долину не пользовался. Просто строители по какой-то причине не закончили нарезку: или бросили, или не успели.

Очень не хотелось возвращаться назад, не потому что это плохая примета, а больно уж крутым и веселым вспоминался спуск. Теперь уже все отвязали рюкзаки, даже Сергей, преданный сторонник велобаулов и катания груженого велосипеда, перегрузил свой скарб в предусмотрительно прихваченный с собой горный рюкзак. На подъеме пришло время обеда


82. Обед на обратном подъёме

Можно было бы опять топить снег, но из-под него вытекала совсем маленькая струйка талой воды, и мы добыли воды уже испытанным путем


83. Водозабор

Снова вернулись на гребень.

084
84. Снова вернулись на гребень

Большая часть дня уже прошла, так что эта радиалка стоила нам почти целого дня. Даже средний уклон на спуске-подъеме был 20%, а на крутых участках чуть ли не вдвое больше. И снова пошли дальше по гребню.

На первом же спуске с очередной вершины уткнулись в обширный снежник. Память о вчерашних "провалах" в глубокий снег была ещё жива, так что вышла некоторая заминка, и тут Марина взяла на себя лидерство

085
85. Первопроходец Марина

И ее первопроходческий байк

086
86. Первопроходческий байк

Этот чуть ли не последний большой снежник оказался довольно глубоким, и велосипеды вязли...


87. И велосипеды вязли...

... и люди проваливались.


88. ... и люди проваливались

Дело в том, что гребень в этом месте повернул почти прямо на север, поэтому обойти снежники, как обычно, с юго-юго-востока было невозможно.

Выбрались на траву, наконец

089
89. Островок травы среди снегов

Снег здесь был не только рыхлым, но и липким и с удовольствием забивал колеса, тормоза и пр.


90. Снег в колёсах

 

 

Продолжение на странице 3

 

Страница: 1, 2, 3

 

Автор отчета Павел Протопопов

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы