Pavel Protopopov

Лысые горы и не только

По Карачаево-Черкесии-2-2007

Отчет

о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном
28.04-8.05.07

по маршруту:
Кисловодск - Учкекен - пер Гумбаши - В. Мара - Карачаевск - Ниж. Теберда - г. Бруш-Серты - Хасаут-Греческий - Маруха – Зеленчукская - Преградная - Курджиново - Лабинск - Армавир

Руководитель похода – Павел Протопопов

Ввиду большого количества фотографий весь отчёт разделён на три страницы. Это - третья и последняя страница отчёта

Страница: 1, 2, 3

После снегов приятно прокатиться по прошлогодней травке. Давно уж мы в сёдла не садились.

91. По травке

92. По травке

Правда, удовольствие было недолгим - метров 200.

После большого снежника гребень круто поменял направление с северного на нужное нам западное. Уже четко просматривающаяся дорога огибала очередную вершину по траверсу справа. Как всегда, мы попытались обойти вершину по ней и, как всегда, уперлись в сплошной снег на северном склоне. Пришлось опять лезть в лоб на вершину. Зато сразу после нее просматривалась гряда вершинок, идущая на запад с явным понижением. И, что отрадно, уже с вплотную подступающим лесом. Здесь, на узком гребне, сразу после спуска с вершины, мы остановились на ночлег на относительно ровной площадке, ограниченной слева лесом, справа - снегом. Высота 1764 м.

093
93. Наконец-то - лес

Тихий, сырой, туманный вечер...

94. Туманный вечер на гребне

Ничто не предвещало того, что случилось ночью...

3 мая

Это - моя палатка. В таком виде она органично вписывается в совершенно зимний пейзаж, встретивший нас утром

095
95. Палатка под шубой

Я еще под утро заметил, что крыша палатки почти лежит на спальнике. Еще подумал - неужели так ослабли крепления? Потом дотронулся до крыши и сообразил, что это ж-ж-ж неспроста. Иначе говоря, что это снег лежит на крыше.

096
96. Та же палатка - вид с другой стороны.

Еще одна палатка под снегом. Я свою уже обтряхнул, на нее уже снова снег нападал, а обитатели средней палатки не утерпели и стряхнули снег, не дожидаясь фотографирования

097
97. Снежное утро

Велосипеды, как будто, являются природными снегосборниками

098
98. Велики и елки

История повторяется. Такой же снимок был в отчете о нашей двойке 2005 года

Только здесь и теперь снега побольше. Народ бродит по лагерю, наслаждаясь пейзажем и пытаясь отыскать опрометчиво оставленные с вечера вещи, теперь укрытые толстым слоем снега

099
99. Народ бродит по лагерю

Наш стол, к счастью, был укрыт скатертью, этот снежок нападал уже после его разворачивания

100. Наш стол почти без снега

Выпавший снег несколько осложнил наше дальнейшее движение, не только потому, что увеличилось сопротивление, но прежде всего потому, что раньше мы ориентировались на границу снега, а теперь эта граница исчезла. Тем не менее, надо было валить вниз, в пампасы! Сначала пошли вдоль края растительности, справедливо полагая, что в кустах дороги нет. А справа почти сразу начинался склон с ещё старым глубоким снегом.

101
101. Где-то здесь была дорога...

Потом лысый травянистый гребень кончился, подошли к уже сплошному лесу, где нахождение дороги подсказывала просека. Во всяком случае, это было единственное проходимое направление

102
102. Идём по просеке

Вскоре мы окончательно вышли на ту дорогу, которая обошла вершину, и дальше шли только по ней

103. Кто идёт первым - торит тропу

Снег на этой дороге и до того был глубоким, да еще добавилось сантиметров 15-18, но мы уже не обращали на это внимания

104
104. По глубокому снегу

Снег окончательно прекратился, небо очистилось, выглянуло солнце, и все вокруг засверкало. Как тут не попозировать!

105
105. На солнечной поляночке

И не поваляться на свежевыпавшем снегу!

106
106. Наташа

Дорога продолжает идти через лес, постепенно глубина снега уменьшается

107
107. Снегопад кончился

Как хорошо, что здесь, в мае, получился совершенно роскошный зимний пейзаж!

108
108. Совершенно роскошный зимний пейзаж

Дорога повернула чуть ли не в обратном направлении: на северо-восток, потом на север и вышла из леса на открытое место, снег здесь только ночной, да и того уже немного. И температура уже +4,7°

109
109. Можно считать, что спустились

Не совсем, правда. Вот тот лес, что виден впереди, ещё надо пройти, чтобы уже окончательно выйти с Лысых гор.

110
110. Последний крутой спуск через лес

Вышли, наконец, на обширные луга над селом, впервые за несколько дней увидели признаки цивилизации: на заснеженном лугу мелкий и крупный рогатый скот чего-то выковыривал из-под снега, а сопровождающие его собаки, как всегда, несказанно обрадовались велотуристам, тут же бросили своих подопечных и долго плелись за нами, услаждая наш слух своим немузыкальным гавканьем

111
111. Нас встречают собаки

После четырех дней ненаселенки прибыли в село. Это не хутор Греческий, а Хасаут Греческий. Температура 5,6°, высота 1080 м.. Даже перед селом еще пришлось преодолевать какой-то ручей вброд, впрочем, Сергей лихо перепрыгнул его с груженым велосипедом, можно даже сказать, перелетел. На какие жертвы только не пойдешь ради сухих ног!

112
112. Конец лысогорной эпопеи

Пополнив запас продуктов, из Хасаута мы отправились вниз по Аксауту, намереваясь сегодня же добраться до Марухи. Здесь, между прочим, уже асфальт

113. Вниз по Аксауту

Живописная долина Аксаута, зеленая травка, которую мы давно не видели, и сильно обросшие овцы. Сергей что-то им сказал на их языке, они хором радостно ему ответили. О чем они говорили, так и осталось тайной

114. Барашки

Ст. Кардоникская. Здесь сворачиваем из долины Аксаута влево и переезжаем в соседнее ущелье - Марухи

115. Кардоникская

Проехали с. Маруха (очень длинное), здесь на погранзаставе получили дожидавшийся нас пропуск и поднялись чуть выше села в поисках места для ночевки. Нашли симпатичное место в 3 км от границы села.

4 мая

Днёвка в лесочке на берегу Марухи

116. Бивак на р. Маруха

Вода в Марухе замечательная. Как сказали пограничники, ее можно не только пить, но и в аккумулятор заливать. И очень вкусная

117. Вода в Марухе очень чистая и вкусная

Долина Марухи в месте нашего бивака (который находится за деревьями справа). Вперед виден Главный Кавказ и там где-то - недоступный теперь Марухский перевал

118. Долина Марухи

5 мая

После дневки, проведенной на Марухе, мы вернулись на трассу Карачаевск - Зеленчукская - Курджиново. Теперь наш путь лежит в Армавир

119. С этой дороги мы выехали на трассу

Остановились на ночлег на речушке, пересекавшей дорогу, в 20 км перед Преградной. Поначалу снизу это место не казалось привлекательным, потом, когда мы обосновались на полянке среди скал, незаметной с дороги (на которую, правда, пришлось круто взбираться вверх), оно уже казалось весьма живописным и одним из самых лучших за весь поход.

120. Наш лагерь - там, за камнями у деревьев

Речушка, скорее ручей, на берегу которого мы стали. Вода мутновата, но вполне пригодна для готовки. Мы бы ее и использовали, но, как подсказал нам пришедший как раз за водой чабан с близлежащей фермы, буквально в 50 м от нашего лагеря был родник с чистейшей водой

121. Ручей у нашего бивака

От нашего бивака открывалась панорама ГКХ

122. Вид на ГКХ из нашего лагеря

Окрестности нашего лагеря изобиловали скальными обнажениями (Сергей сказал: карст, он же у нас геолог), наши велотуристы не преминули залезть на один из камней и сфотографироваться как заправские матрасники. Вот же странная тяга у людей, от отца Фёдора, видимо, пошла

123. На камне

Это та ферма, с которой приходил чабан за водой

124,  Ферма

Мы к нему отправили наших леди за молоком

125. Наташа наливает молоко...

126. ... а Марина пьет, и есть подозрение, что не молоко

Хотя, возможно, это такое особенное молоко (из-под бешеной коровы)

6 мая

Дорога из Зеленчукской через Преградную в Курджиново идет по предгорьям на высоте примерно 900-1000 м, пересекая реки, текущие с Главного Кавказа. Водоразделы рек представляют собой мини-перевалы с набором высоты 100-200 м. Препятствие 2 КТ. Местность очень живописная, даже в это время, когда деревья еще не распустились

127. Преградная

128. Курджиново

В Курджиново характер дальнейшего движения меняется. Здесь дорога, шедшая поперек рек и водоразделов, начинает постепенно спускаться, сначала по р. Андрючка, потом вдоль Малой Лабы, потом вдоль Лабы.

Остановились на ночлег вскоре после Псебая слева от дороги на берегу речки, которую местные называют Лабёнок, а по карте это Андрючка

129. Бивак у реки Лабёнок (Андрючка)

7 мая

Спуск по долинам рек закончился в Лабинске

130. Лабинск

Здесь основная дорога идет дальше в Майкоп, а направо уходит дорога на Армавир, которая опять идет поперек рек, но уже со значительно меньшими высотами водоразделов.

Мы обязательно хотели стать на речке, чтобы иметь возможность помыться перед поездом. Такая речка нам подвернулась через 10 км после Лабинска - р. Чамлык. Объездная дорога вокруг ст. Чамлыкская пересекает ее в лесу. Обойдя лес, мы остановились на лугу на берегу реки

131. Последняя ночевка на природе

Вода в реке, правда, оказалась густой взвесью глины и песка, но мы все рано использовали ее для мытья, а за водой для готовки Игорь съездил на ближайшую заправку

8 мая

Дорога из Лабинска выходит на трассу Ростов-Махачкала в 4 км от поворота на Армавир. Здесь мы с нее сворачиваем в город

132. На Армавир

Наш поезд уходил глубокой ночью, поэтому мы поехали на Кубань и провели там полдня

133. Полуднёвка на Кубани

Кое-кто даже купался. Вот в этой воде. На берегу оказалось много армавирцев, здесь у них - зона отдыха. Так они, мягко говоря, были немало удивлены, что кто-то лезет в эту, с их точки зрения, грязную воду. Видели бы они воду, в которой мы мылись на последней стоянке!

134. Кубань в районе Армавира

9 мая

Железная дорога привела нас домой в Волгоград