о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном с 16 по 25 мая 2009 года
по маршруту:
Прохладный - Майский - Котляревская - Аргудан - Верх. Аргудан - пер.
Аргуданский (750 м) - Зарагиж - Жемтала - пер. Улубик (1028 м) - Верх
Голуб. оз. - Ниж. Голуб. оз. - Верх. Балкария - ущ. р. Чайнашки - пер. Думала
(3162 м) - ущ. р. Думала - Безенги - пер. Безенгийский (2450 м) - Эльтюбю -
Чегемские водопады - Хуштосырт - Нижний Чегем - Нальчик, 260 км
Руководитель похода и автор отчета – Павел Протопопов
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Велоклуба "Орион"
Этот поход продолжил серию майских двоечных походов по Северному Кавказу, начатую нами в 2005 году и включающую походы 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. Главная идея заключалась в проверке, насколько сдвиг на две недели по времени позволит поднять планку проходимой высоты. Максимальная высота в предыдущих походах колебалась от 2200 до 2400 м, в этот же маршрут был включен перевал-трехтысячник (правда, с запасным вариантом объезда его в случае непроходимости.
Препятствий в этом походе было более чем достаточно. И этими препятствиями были:
Препятствие | Балльная оценка по МКВМ | Категория трудности | Максим. высота, м |
Определяющие препятствия |
|||
пер. Аргуданский | 1,85 | 2 | 750 |
пер. Улубик | 2,48 | 2 | 1040 |
пер. Думала (с траверсом г. Чегетджара и спуском в ущ. р. Думала) | 7,43 | 5 | 3162 |
пер. Безенгийский | 3,28 | 3 | 2450 |
Прочие препятствия |
|||
Подъем от Верхнего Аргудана до лесоучастка | 1,2 | 1 | 464 |
Подъем по Черек-Балкарскому ущелью | 1,02 | 0 | 1100 |
Спуск на 1000 м по высоте по травянисто-осыпному склону крутизной 40-45 градусов (локальное препятствие) | - | - | - |
Горная каменистая тропа по ущ. р. Думала, 5 км (локальное препятствие) | - | - | - |
Броды (более 20) и две переправы (локальные препятствия) | - | - | - |
Ввиду повышенной сложности маршрута и большого количества препятствий протяженность маршрута была сокращена относительно рекомендуемой.
Павел Протопопов руководитель (Волгоград) |
|
Александр Бабушкин механик (Волгоград) |
Марина Гайшун завхоз (Волгоград) |
Юлия Портнова медик, казначей (Курск) |
Александр Чернега фотограф (Волжский) |
Основная часть группы прибыла в Минеральные Воды из Волгограда поездом 361 Самара-Кисловодск в 11-10 16 мая. Здесь нас уже встречала Юля Портнова из Курска, которая приехала рано утром того же дня, так мы собрались все вместе уже на перроне около нашего вагона (фото1)
Дальнейший подъезд зависел от точности движения поездов. По расписанию из Интернета через полчаса после нашего прибытия должна была отходить электричка до Владикавказа, на которую мы и планировали попасть. Но, в случае опоздания нашего поезда, следующая электричка была только через два часа, и не до Владика, а до Нальчика. Тогда мы планировали несколько изменить отправную точку и стартовать из Майского. Но все получилось, как говорят, штатно, поезд наш не опоздал, и мы погрузились в электричку 11-30. Через два часа мы уже были в Прохладном.
Трек всего похода здесь, файл kml здесь
Графы в описании:
14-10 | 0,00 | 0,00 | 33,5 | 200 | Собрали велосипеды на вокзале Прохладного, набрали воды, готовы к выезду (фото 2).
У вокзала выставили высоту 200 м, как положено по спутниковой карте
14-18 | 0,00 Выехали с вокзала на трассу. В оставшееся до вечера время нам предстояло проехать около 60 км с набором высоты около 300 м, если мы хотели ночевать в лесу и у чистой речки. Можно было, конечно, поискать что-нибудь и поближе, но тогда ночевать пришлось бы на безлесной равнине с водой в бутылках.
14-23 | 2,72 | 2,72 | 32,6 | 188 | Мост через р. Малка - практически сразу после выезда из Прохладного дорога пересекает Малку, которая в этом месте довольно полноводна. Вода в реке грязная. Интересно, что в непосредственной близости от этого моста выше по течению Малка сливается с гораздо более полноводным и крупным Баксаном, но при этом образующаяся река сохраняет имя Малка.
14-52 | 10,96 | 10,96 | 31,4 | 204 | Знак въезда в Майский. На этом участке от Прохладного вообще не набрали высоты - гольная равнина. Дорога - приличный асфальт с умеренным движением, по бокам лесонасаждения (фото 3).
3. Дорога на участке Прохладный - Майский
14-54 | 11,55 | 11,55 | 32,5 | 204 | Развилка, налево уходит дорога на Терек, мы едем направо на Аргудан
15-00 | 13,95 | 13,95 | 31,6 | 212 | Реальный въезд в Майский, перекресток, едем прямо
15-11 | 17,43 | 17,43 | 31,4 | 212 | перекресток, направо - на Нарткалу, прямо - на Терек, едем прямо
15-16 | 19,24 | 19,24 | 30,6 | 216 | выезд из Майского. После Майского дорога идет вдоль р. Терек вверх по течению на некотором отдалении от нее, начинается плавный набор высоты. Характер дороги практически не изменился, та же равнинная местность, по сторонам дороги деревья и кусты, за ними безлесная местность (фото 4).
4. Дорога на участке Майский - Аргудан
15-20 | 20,14 | 20,14 | 28,8 | 216 | знак въезда в Котляревскую
15-50 | 30,52 | 30,52 | 28,5 | 240 | знак въезда в Александровскую, перекресток, налево дорога через мост в Александровскую, поворачиваем направо. Отсюда и до конца дня нас будет сопровождать небольшая речка Аргудан, вверх по которой нам надо подняться за все населенные пункты. Здесь на равнине вода в речке совсем грязная.
16-50 | 43,24 | 43,24 | 28,7 | 304 | знак въезда в Аргудан, развилка, направо объездная дорога на Ростов-Харьков, налево - в Аргудан, поворачиваем влево, проезжаем Аргудан - довольно длинный поселок, от въезда до трассы ехали по нему более 4 км, и это еще не конец, за трассой он еще продолжается.
17-23 | 47,67 | 47,67 | 26,5 | 356 | выехали на трассу Ростов-Баку, проехали 200 м направо до магазина. Помимо продуктов нам надо было экипировать Марину инструментами для принятия пищи, а именно кружкой и ложкой, миску я ей уже дал, у меня была запасная. Все эти необходимые вещи она забыла дома, как говорит, от злости. Дело в том, что утром в день отъезда я имел неосторожность позвонить Марине и вежливо справиться о ее здоровье, в ответ она так разозлилась, что забыла упомянутые предметы. К счастью, здесь в Аргудане нашлось все необходимое, в одном магазине кружка, в другом - ложка (фото 5).
17-40 | 48,30 | 48,30 | 25,9 | 348 | вернулись на перекресток и повернули направо на Верхний Аргудан. Еще некоторое время ехали по Аргудану, затем был очень небольшой промежуток ненаселенки, буквально 200-300 м, затем начался Верхний Аргудан.
17-57 | 51,64 | 51,64 | 24,6 | 388 | проезжаем Верхний Аргудан
18-04 | 53,05 | 53,05 | 23,2 | 408 | выезд из В. Аргудана, кончился асфальт. Сразу за поселком справа от дороги огороды, на них - люди, остановились, чтобы расспросить дорогу через перевал. Дорога здесь слегка отходит от речки и поднимается вверх (фото 6).
6. Дорога от Верхнего Аргудана
Равнинная местность здесь сменяется на холмистую, а чуть дальше долина реки превращается в ущелье.
18-50 | 56,80 | 56,80 | 18,4 | 464 | Стали на бивак слева от дороги на полянке около речки Аргудан (фото 7).
Вода в речке слегка мутновата, но вполне пригодна для готовки. Весь вечер нам досаждали мелкие, но очень зловредные мошки, гораздо более ядовитые, чем наши волжские комары. Издержки позднего выхода в поход.
В 6 утра температура была 10 градусов снаружи, 12 - в палатке, малооблачно, ветра нет
8-50 | | | 14,9 | 464 | выезд
8-55 | 57,26 | 0,46 | 18,6 | 472 | развилка, влево идет совсем плохая дорога вдоль речки, направо - более накатанная, лесовозная. Повернули направо, дорога пошла круто в гору (фото 8).
| 57,71 | 0,91 | 18,8 | 548 | после очень крутого подъема вышли на более или менее пологий участок (фото 9).
| 60,95 | 4,15 | 19,8 | 624 | дорога вышла на гребень и идет по гребню. Качество дороги - то же, заброшенная лесовозная. О заброшенности лучше всего свидетельствуют вот такие препятствия (фото 10). Ясно, что машины здесь не проезжали давненько.
10. Ясно, что машины не ездили тут очень давно
11-25 | 62,54 | 5,74 | 21,5 | 704 | плавный подъем стал немного круче
11-29 | 62,74 | 5,94 | 20,5 | 708 | по Гармину 794. Наметился некоторый спуск, но ненадолго, спустились всего на 4 метра
11-44 | 63,23 | 6,43 | 21,4 | 720 | открылась панорама долины реки Псыгансу, куда мы должны спускаться (фото 11).
12-00 | 63,46 | 6,66 | 32,2 | 732 | перевал Аргуданский (фото 12).
12-14 | 63,62 | 6,82 | 31,0 | 728 | спустились с перевала по еле заметной дороге и выехали на более укатанную дорогу, подошедшую слева от какого-то строения. В отличие от дороги на подъеме, здесь дорога вполне приличная, можно ехать, что мы и сделали (фото 13).
13. Спуск с Аргуданского перевала
Трек на участке Аргуданского перевала
Схема 2. Аргудан - пер. Аргуданский - р. Псыгансу
12-51 | 67,76 | 10,96 | 35,3 | 520 | дорога вывела к реке Псыгансу, перешли сначала вброд приток (р. Маргуш), потом перебрели основную реку (фото 14).
На другом берегу остановились на перекус, отсюда подъем на крутой склон к трассе (фото 15).
14-36 | 68,41 | 11,61 | 23,6 | 532 | выехали на трассу, асфальта нет, щебень. Повернули влево, вверх по долине.
14-47 | 69,90 | 13,10 | 23,0 | 548 | начался асфальт
14-51 | 71,59 | 14,79 | 22,5 | 560 | знак въезда в Зарагиж
15-00 | 73,58 | 16,78 | 21,5 | 588 | Зарагиж, центр
15-15 | 75,54 | 18,74 | 19,5 | 608 | знак выезда из Зарагижа, идет дождь
16-15 | 81,01 | 24,21 | 17,5 | 700 | Жемтала, центр, магазины. Дождь был еще и в Жемтале, но к этому времени кончился. Закупили продукты, начали опрашивать народ на предмет проезда к Верхним Голубым озерам. Начальная реакция у всех опрашиваемых была одинаковой - на нас смотрели как на идиотов, только пальцем у виска не крутили, мол, ребята, вы сильно промахнулись, не в то ущелье заехали, вам надо вернуться вниз, переехать в другое ущелье и спокойно подниматься по асфальту. В ответ я загадочно улыбался и начинал нести какую-то ахинею о том, что мы бы рады, но у нас задание такое, нам надо проехать именно здесь, работа такая, в общем. Тут в глазах у собеседника появлялось понимание и сочувствие, и он начинал предлагать варианты нашей будущей нелегкой жизни на дорогах, которых нет. У разных людей варианты были различными, роднило их только то, что легкого пути никто не обещал. После долгих разговоров выкристаллизовались два варианта: от Жемталы, перпендикулярно реке и дороге подняться на гребень, пройти по гребню, а там, мол спросите и второй вариант - еще есть старая дорога, но там дольше и вообще можно не пройти. Вначале мы выбрали первый вариант и практически от магазинов, чуть проехав вперед, повернули направо вверх по дороге, ведущей якобы на гребень. Поднялись вверх, тут нам встретился уазик, у пассажиров которого я еще раз спросил дорогу. Еще раз повторился ритуал с заданием, но на этот раз наш консультант оказался едва ли не самым компетентным гидом, которого можно было найти, он то ли был главой охотхозяйства, то ли занимал там какую-то должность, в общем, он знал окружающую местность лучше кого бы то ни было. Он отговорил нас подниматься на гребень, сказав, что там вообще нет не только дороги, но и тропы, и вообще мы там потеряемся, и предложил ехать через охотучасток, там, сказал он, была дорога, ее смыло, правда, но на уазике они доезжают до своей базы. Он позвонил по сотовому какому-то своему работнику, чтобы тот вышел на дорогу и показал нам, куда ехать, а сам пообещал предупредить сторожа на воротах, если таковой окажется на месте. Мы проехали еще по этой верхней улице, в конце ее нас ждал человек, который показал нам дорогу. Мы поднялись на микроперевальчик с коротким, но крутым подъемом и спустились снова на тот же асфальт, с которого и начали подъем, только дальше по Жемтале.
16-59 | 84,76 | 27,96 | 23,1 | 728 | Проехав еще 500 м, увидели идущую вправо дорогу и вывеску "Жемталинский охотучасток". На воротах никакого сторожа не оказалось, проехали свободно, отсюда пошла грунтовка
17-50 | 87,53 | 30,73 | 20,2 | 764 | грунтовка прошла по луговине и, войдя в ущелье, уперлась в речку (р. Жемтала) и практически кончилась. Шли некоторое время прямо по реке вверх по течению, перешли на правый орографически берег чуть выше впадения ручья с очень чистой водой (в самой реке вода мутная, а после дождя - вообще коричневая) (фото 16). Прямо даже удивительно, откуда так низко по высоте взялся такой чистый ручей. Кстати сказать, при дальнейшем движении по этой речке больше таких притоков мы не встречали.
16. Впадение чистого ручья в мутную реку Жемтала
В этом месте река делает большую излучину, дорога срезает путь, мы прошли по большой поляне, снова выйдя к броду через реку. Брод показался очень неприятным, река вздулась после дождя. Решили остановиться на бивак, не переходя брод, для этого вернулись к месту впадения ручья.
В 6 утра температура была 7,5, безоблачно, хороший вид на снежные горы, речка за ночь утихла, стала спокойной и вода - почище
9-02 | | | 27,4 | | выезд
9-58 | 89,7 | 2,19 | 22,1 | 828 | некоторое время шли по реке, иногда по руслу, иногда вброд поперек, иногда дорога уходит от реки и идет вверх, но очень скоро возвращается к реке, вернее, река подходит к "дороге"
Наши хождения вдоль и поперек реки описывают фото 17-22.
17-22. Подъем по р. Жемтала
12-16 | 93,5 | 5,92 | 37,4 | 932 | после длительного брожения по речке ушли на тропку, поднялись чуть выше, снова вышли на дорогу, которая вывела на большую-большую поляну Урочища Догаут (фото 23).
23. Начало поляны Урочища Догаут, верх которого является перевалом
Ехали по правому краю поляны, слева (в 100 м от дороги) действующий кош, рядом - автомобиль. Дорога поворачивает слегка вправо, продолжая идти по краю поляны
12-53 | 96,0 | 8,49 | 30,4 | 1040 | проехали всю поляну, приехали к полуразрушенной кошаре, здесь высшая точка - перевал Улубик - отсюда дорога поворачивает вправо и идет на спуск вначале по лесу, потом выходит на обширный луг (фото 24). Места здесь очень красивые.
24. Спуск к Верхним Голубым озерам
Горы, видимые за лугом, находятся уже на противоположной стороне Черек-Балкарского ущелья, в которое нам надо спускаться. Там, как раз когда мы проезжали, горела трава, что хорошо видно на фото. Кто-то ее жег, или она сама загорелась, осталось невыясненным.
Трек на участке Жемтала - Н.Г.озеро. Фиолетовая линия - наш трек, желтая - второй возможный вариант пути, от которого мы отказались
Схема 3. Жемтала - пер. Улубик - Нижнее Голубое озеро
14-20 | 103,1 | 15,53 | 32,3 | 872 | спустились к Верхним Голубым озерам (фото 25). Их два, одно поменьше, другое побольше, хотя сделано это искусственно, просто озеро подпрудили и разделили на два.
25. Верхнее Голубое озеро. Там на мостках наши девушки оживляют пейзаж
Стали на бивак на том же месте, что и в походе 2006 года
С утра температура была 10 градусов
8-56 | | | 14,8 | | выезд, спускаемся к Нижнему Голубому озеру на трассу, ведущую к Верхней Балкарии. По дороге заглянули на еще одно, сравнительно редко посещаемое, Голубое озеро - так называемое Секретное (фото 26).
Такое название оно носит, видимо, потому, что расположено чуть поодаль от дороги и скрыто в лесу.
9-40 | 106,1 | 3,02 | 15,9 | 772 | на спуске слева от дороги небольшой, но глубокий каньончик с отвесными стенами и водопадиком (фото 27).
27. Каньон с водопадом на спуске к Нижнему Голубому озеру
9-44 | 106,5 | 3,41 | 15,4 | 748 | выехали на трассу к знаку Озеро Нижнее Голубое (фото 28).
Особо задерживаться здесь не стали, повернули вверх по ущелью в сторону В. Балкарии.
11-06 | 112,4 | 9,32 | 21,2 | 936 | въехали в Черек-Балкарский каньон, первый тоннель, слева родник (фото 29).
29. Тоннель в Черек-Балкарском каньоне
Через тоннель мы не поехали, а пошли по обходной дорожке, вырубленной в отвесном склоне (фото 30)
30. Смотровая дорожка в обход тоннеля
И безопаснее и красивее, так как отсюда открываются великолепные виды (фото 31-34).
31-34. Черек-Балкарский каньон
13-00 | 122,3 | 19,22 | 30,2 | 1028 | В. Балкария, магазин. Начали опрашивать население. Нам повезло: уже второй опрашиваемый оказался лесничим (имя - Борис) и он нас просветил насчет состояния дорог. Оказалось, что дорога через перевал, называемый мной Соухауз, а местные называют его Пионерский, на который я нацеливался при разработке маршрута, не функционирует с 60-х годов прошлого века, что в условиях высокогорья означает только одно, дороги этой больше не существует. Есть только дорога через перевал Школьный (какие-то у них все детские названия перевалов!), но состояние ее в мае он оценить затруднился. Высота та же, что и у Пионерского. Решили идти через Школьный. Правда, от некоторых участников шли намеки, а не объехать ли нам этот перевал, тем более, что такой запасной вариант был предусмотрен планом похода, но я оснований для такого упрощения не нашел. После закупки продуктов на четыре дня ненаселенки вернулись чуть назад к перекрестку, спустились к реке, пересекли ее по мосту (фото 35) и начали подъем, сначала по жилым кварталам села (фото 36), потом по ущелью р. Чайнашки.
35. Переезжаем на левый берег Черека-Балкарского
Трек на участке В. Балкария - Безенги (синяя линия)
Схема 4. В. Балкария - пер. Думала - Безенги
16-32 | 129,4 | 26,33 | 26,5 | 1492 | дорога шла сначала по ущелью, потом круто поднимались по серпантину и поднялись довольно высоко над рекой. В этом месте дорогу пересекает ручей, остановились в поисках места для бивака.
16-56 | 129,8 | 26,70 | 21,6 | 1484 | чуть спустились вниз, здесь течет маленький ручеек и встали почти вплотную к дороге у больших камней (фото 36).
В 6 утра температура была 6,3 градуса
9-12 | 129,8 | | 13,7 | | выезд. Погода, в общем-то, малооблачная, но периодически набегает туман, который поднимается снизу из ущелья и закрывает и небо, и окружающие склоны (фото 37).
10-40 | 133,7 | 3,91 | 16,5 | 1740 | дорога шла по левому берегу реки, ошибочно свернули направо, когда влево вверх вдоль притока отходила дорога (довольно накатанная), оказалось, что она ведет к кошаре и там заканчивается, так что получилось что поднялись туда для разминки, заодно перебрели приток туда и обратно, помыли ноги в кроссовках и велотуфлях, в итоге вернулись назад на дорогу и продолжили движение вверх. В этом месте мостик, дорога переходит на правый берег и продолжает подниматься вдоль реки.
10-51 | 133,9 | 4,11 | 18,5 | 1764 | отвязались (фото 38).
38. Юля радостно принимает велобаул ПИК-99 на плечи.
Она еще не подозревает, сколько, мягко говоря, неприятностей он ей доставит!
Качество дороги вполне приличное для высокогорья, она каменистая, но довольно ровная (фото 39).
Видно, что за дорогой следят - на фото и труба для стока воды, и бетонные мостики вместо бродов (фото 40).
40. Инженерные сооружения на дороге
Внизу, правда, говорили, что здесь даже летом проходят только джипы. А в этом году по ней, похоже, еще никто не ездил (фото 41).
41. Следов этого года на дороге мы не находили
12-19 | 135,5 | 5,66 | 17,3 | 1964 | дорога с правого берега переходит по мосту на левый и поднимается серпантином
12-31 | 135,8 | 5,98 | 20,9 | 2020 | поднялись вверх от реки и пересекли вброд приток
15-00 | 137,6 | 7,80 | 15,6 | 2188 | развилка, прямо идет плохая дорога по ущелью вдоль речки, направо - более накатанная. Повернули направо, дорога пошла круто в гору
16-30 | 140,2 | 10,36 | 20,0 | 2444 | остановились у очередного ручейка, пересекающего дорогу, справа - большая поляна, начинающая зеленеть, здесь остановились на ночлег. Вода в ручье мутная, но в него вливается еще один, совсем маленький ручеек (видимо, с тающих неподалеку снегов) с чистой водой. Летом, конечно, этого ручейка не будет
В 6 утра температура была 3,2 градуса. С утра было особенно видно в каком красивом месте мы поставили наш лагерь. Обширная зеленая котловина окружена заснеженными горами, особенно с юга (фото 42-45).
42 Наш лагерь в окружении снежных гор
45. Солнце на горах, лагерь ушёл в тень
8-25 | | | 14,6 | | выход, малооблачно, ветер встречный, слабый
10-05 после выхода с бивака прошли 650 м, и дорога кончилась. Полтора часа потратили на разведку (фото 46), действующей дороги не нашли.
С левой стороны два Саши обнаружили следы дороги, но она в нескольких местах пересекалась глубокими (до 10 м) и широкими промоинами, делающими ее практически непроходимой. Я поднимался по центру ущелья по целине и дошел почти до перевала, но там подъем был уже затруднен из-за нерастаявшего снега. Решили подниматься ближе к правому склону, сначала по ручью (фото 47),
потом по косогору рядом с границей снега (фото 48).
Пришлось идти и через обледенелый снег (фото 49-50).
12-00 | 142,9 | 2,66 | 17,5 | 2756 | вышли на седловину перевала, седловина широкая, с левой стороны по ходу она покрыта снегом, как и левый склон, за ним - красивые горы со снежниками и ледниками (фото 51). По карте здесь должна быть высота 2997 м.
51. пер. Думала. Вид с седловины перевала на юг. Слева в кадре - склон г. Чупербаши (3686 м),
рядом с ней г. Коштантау (5152 м), третья по высоте вершина Кавказа после
Эльбруса и Дыхтау,
еще правее г. Уллуаузна (4682 м), которая пониже, зато поближе
С этой же стороны круто вниз уходит спуск в ущелье р. Кючмессу, вернее в каньон с почти отвесными склонами, внизу видна река. Никаких признаков дороги или тропы. Сюда пыталась спуститься группа А. Григорьева в шестерке 2006 года, но вынуждена была вернуться - каньон непроходим. Правая половина седловины свободна от снега, но представляет собой практически болото - прошлогодняя трава покрыта талой водой, везде многочисленные ручейки и лужицы. С правой стороны - округлая вершинка с травянистыми склонами (фото 52).
52. пер. Думала. Вид с седловины перевала на север. Это склон г. Чегетджара (3414 м)
Прямо поперек перевала идут колеи какой-то дороги, которая справа траверсирует склон упомянутой вершины, поднимаясь по нему. Саша Чернега отправился в разведку по этой дороге, отсутствовал довольно долго. Когда вернулся, то главным его впечатлением были какие-то "курочки", которых он вспугнул на этой дороге. Впечатления от самой дороги были не такие яркие. В общем, дорога идет вверх, где еще и разветвляется, от развилки одна дорога продолжает идти по траверсу, вторая круто поворачивает вправо и поднимается еще выше, туда же улетели и курочки. Решили, что та дорога, которая идет по траверсу, подходит нам больше, так как идет в нужном направлении, а курочки нам не указ. Так у нас получилось первопрохождение (вело).
13-20 после перекуса здесь же на перевале пошли по выбранной нами дороге. Правда, дорогой ее можно назвать чисто условно, как направление. Просто на склоне бульдозером нарезана полка, которая после того покрылась крупными камнями (фото 53-54).
53. Дорога с твёрдым покрытием
54. Эта дорога скорее похожа на морену
Здесь Юля особенно хлебнула радости со своим баулом (фото 55-56). У нее начала отниматься правая рука, а сам баул при любом наклоне постоянно норовил свалиться то вправо, то влево, никак не желая оставаться на спине.
55. Баул в таких условиях не совсем удобен
15-23 | 145,2 | 4,99 | 17,7 | 2984 | высшая точка дороги на склоне (по Гармину 3162 м), но это не перевал в обычном понимании, просто дорога до этого поднималась, а теперь пошла на спуск по тому же склону (фото 57).
57. Высшая точка подъема по склону
Отсюда открылся великолепный вид на остроконечные скалы и ледник Уллуаузна на противоположной стороне ущелья (фото 58).
Мы весело начали по ней спускаться, поскольку еще не видели, что нас ждет, так как почти сразу после начала спуска (в 50 м) был виток серпантина, за которым не было видно, что там за поворотом (фото 59).
59. Начало спуска не предвещало ничего плохого...
А после поворота был конец дороги в куче камней. То есть, нарезана она было только до этого места, может быть, здесь добывали камень, может быть, просто не закончили нарезку, в любом случае дороги дальше не было. На наше счастье (возвращаться ой как не хотелось!) в этом месте от дороги до реки внизу, в каньон которой мы не пошли с перевала, почти на всю длину просматривался очень крутой, но проходимый спуск по травянисто-осыпному склону. Внизу было видно слияние двух рек, Кючмессу, текущей с перевала, и более крупной - Думалы - стекающей с мощного ледника в соседнем ущелье и горы Коштантау (фото 60).
60. Цель нашего спуска - слияние рек Кючмессу и Думалы
Вдоль образовавшейся реки даже с этой высоты можно было отчетливо разглядеть тропу, идущую по противоположному, левому берегу вниз. Примерная крутизна склона 40-45 градусов (фото 61).
61. По этому склону нам предстояло спуститься
Начали спуск по произвольному серпантину, в особо крутых местах просто переставляя велосипед и пользуясь им как опорой (фото 62-63).
На рисунке внизу показан кусок трека, хорошо иллюстрирующий, как мы траверсировали склон горы, а потом лихо ссыпались вниз к реке: Как и ранее, фиолетовая линия - наш трек, желтая - возможный вариант пути через другой перевал правее г. Чегетджара, перевал Школьный, дорога на него четко обозначена на картах, но в нужном месте мы развилку и поворот на него не заметили.
Схема 5. Спуск с перевала Думала к реке Думала
19-30 | 148,0 | 7,77 | 10,4 | 2092 | это еще не конец спуска, но здесь нашлась относительно ровная площадка, покрытая свежей травой и с уклоном, который в других случаях показался бы большим, но по сравнению с тем уклоном, по которому мы сползали, казался вполне приемлемым для того, чтобы на нем поспать (фото 64).
В пользу остановки здесь послужило и то обстоятельство, что справа совсем рядом оказался ручей с чистой водой. Решили остановиться здесь на ночлег, не спускаясь к рекам, где сверху все равно не просматривалось удобного места для бивака. Посчитать крутизну спуска по пройденному километражу и перепаду высот затруднительно, поскольку спускались мы не по прямой, а серпантином, так что "накрутили" лишнего, а сколько, сказать трудно
В 6 утра температура была 6,3 градуса
9-10 | | | 20,4 | | выход
9-40 | 148,6 | 0,62 | 16,7 | 2008 | спустились к рекам, переправились сначала через одну, меньшую (Кючмессу - это та река, которая текла с нашего перевала) (фото 65),
65. Переход через р. Кючмессу, приток Думалы
потом через более полноводную (Думалу). Сначала перенесли рюкзаки (фото 66), потом передавали велосипеды конвейером по цепочке (фото 67).
66. Переправа через р. Думала - перенос рюкзаков
67. Переправа через р. Думала - перенос велосипедов
В процессе утопили насос (Юли). Полчаса после переправы отжимали одежду и выливали воду из кроссовок, вымокли все изрядно. На левом берегу реки Думалы вышли на тропу и стали спускаться по ней. Тропа довольно хорошо набита, а ниже и оборудована мостиками и оврингами в опасных местах (фото 68-69).
69. Горная тропа по ущелью р. Думала
14-34 | 153,5 | 5,50 | 21,6 | 1528 | Спустившись по тропе вышли в более широкое ущелье, прямо в конце тропы стоит дом, какое-то хозяйство, дальше видно мостик через реку, а по той стороне идет дорога. Привязались (фото 70).
70. Вышли в ущелье р. Черек Безенгийский
15-02 | 154,4 | 6,38 | 20,3 | 1480 | перешли мостик и выехали на проселочную грунтовую дорогу
16-00 | 160,8 | 12,76 | 19,2 | 1340 | Безенги, центр , магазины. Перед селом проехали погранпост, где пограничники долго решали, что с нами делать. Дело в том, что мы забрались в погранзону, минуя все предыдущие посты (в Верхней Балкарии пост был выше села), поскольку с перевала шли по тропе, а не по дороге, которая выходила бы в Безенги ниже поста. А тропа вывела нас выше поста, так мы и оказались нарушителями. К счастью, никаких санкций к нам не применили, и мы поехали вниз, в село.
16-47 | 161,7 | 13,72 | 21,4 | 1300 | из Безенги к Верхнему Чегему ведут две дороги, обе через перевалы одинаковой высоты примерно 2450-2500 м, одна называется верхней, вторая - нижней (это, видимо, потому, что на первую выезд немного выше по ущелью, но тоже в селе). В двойке 1998 года мы выбрали верхнюю дорогу, а теперь поехали по нижней. Поворот хорошо заметен, после мостика влево вверх по склону идет довольно хорошо профилированная и накатанная дорога. Свернули на нее.
Ниже показан трек на участке от Безенги до Чегемского ущелья
Схема 6. От Черека Безенгийского через перевал к Чегему
18-00 | 164,4 | 16,38 | 14,2 | 1528 | на витке серпантина дорога пересекает ручей с чистой водой, слева от него - поляна, на которой стали биваком. Место очень живописное (фото 71-72).
71-72. Бивак на подъеме на Безенгийский перевал
В 6 утра температура была 4,4 градуса
9-00 | | | 18,9 | | выезд. На подъеме над нами все время маячил огромный скальный обрыв хребта Ахкая (фото 73-74), высшей точкой которого является г. Каракая.(3646 м).
73-74. Скальная стена на подъеме
Вниз тоже уходит обрыв в ущелье, из которого мы поднялись (фото 75).
75. Над ущельем Черека Безенгийского
9-55 | 167,4 | 3,02 | 24,4 | 1718 | справа от дороги оборудованный родник
10-37 | 169,7 | 5,27 | 23,5 | 1888 | дорога вышла на пологий участок, потом пошел спуск, довольно крутой, но недлинный
10-45 | 170,8 | 6,44 | 25,4 | 1860 | спуск привел к каким-то строениям, перебрели ручей, и дорога снова пошла вверх, но качество ее резко ухудшилось, теперь она была сплошь покрыта неукатанным "живым" щебнем, что заметно затруднило движение груженых велосипедов. Надо было бы отвязаться, но мы, помня, какая хорошая дорога была до этого спуска, надеялись, что щебенистый участок вот-вот кончится и не отвязывались.
12-04 | 172,8 | 8,39 | 27,5 | 2108 | на подъеме дорогу пересекает маленький ручеек с чистой водой
13-32 | 172,8 | 8,42 | 15,3 | 2120 | чуть выше остановились на перекус, сейчас выехали, идет дождь
14-38 | 174,7 | 10,33 | 13,3 | 2360 | перевал Безенгийский, пасмурно, мелкий дождик, ветер попутный (фото 76). Высота по Гармину 2525 м, по одной из карт 2450 м, по другой - 2524 м.
16-40 | 183,9 | 19,49 | 20,5 | 1432 | спустились с перевала , выехали на трассу к Эльтюбю
17-10 | 185,1 | 20,68 | 18,5 | 1412 | с. Эльтюбю, магазин
17-45 | 188,8 | 24,44 | 20,8 | 1284 | от села ехали по каньону, здесь небольшое расширение, у реки - довольно обширная поляна, заросшая, к сожалению, очень колючими кустарниками, облепихой и еще чем-то. Неколючих дров мало, но набрать можно. Хороший подход к воде, вода в реке чистая. Стали биваком
10-05 выезд. Переменная облачность, накрапывает дождик
11-28 | 205,1 | 16,34 | 21,4 | 1036 | въехали в каньон (фото 77)
Стоят какие-то кибитки, запах шашлыка, пешеходный мостик через реку. Тут же и Чегемские водопады (фото 78-81).
13-26 | 214,4 | 25,57 | 22,3 | 960 | малый чегемский водопад (фото 82-83).
82-83. Малый чегемский водопад: один Саша у водопада, другой в водопаде
15-50 | 220,6 | 31,82 | 14,3 | 896 | остановились прямо у знака выезда из Нижнего Чегема, справа от дороги на склоне большой лес, сходили на разведку, пришли к выводу, что в нем можно остановиться на бивак, свернули с дороги, поднялись по склону и немного углубились в лес. Все это время шел дождь, когда мы вошли в лес, он превратился в сильнейший ливень, продолжавшийся около 40 минут, потом ливень стих, перейдя в мелкий дождь.
9-20 | | | 8,5 | | выезд. Вышли на дорогу прямо у знака (фото 84).
84. Выезд после последней ночевки
10-32 | 245,3 | 24,69 | 19,2 | 484 | выехали на трассу Нальчик-Баксан
11-30 | 260,3 | 39,71 | 21,3 | 472 | Нальчик (фото 85)
Из Нальчика мы уехали электричкой в Минводы (фото 86), откуда электричкой же переехали в Пятигорск для культурного отдыха. Но это уже к походу не относится.
86. На перроне в Минводах между электричками
Район: Кавказ
Подрайон: Центральный Кавказ
Расположение: Боковой хребет, между вершинами Чупербаши и Чегетджара
Границы: р. Черек Балкарский – р. Черек Безенгийский
Первопрохождение вело с востока (со стороны р. Черек Балкарский)
подъем: 2006 год, велопоход 6 к.с. группы туристов УрФО, рук. Александр Григорьев (в отчете перевал назван перевалом Чегетджара)
траверс склона г. Чегетджара и спуск в ущелье и по ущелью р. Думала: 2009 год, велопоход 2 к.с. группы велоклуба Орион, рук. Павел Протопопов
Общая протяжённость подъёма (от р. Черек Балкарский) – 19,9 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1,71
Абсолютная высота:
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1,60
Общий набор высоты – 2062 м
Коэффициент набора высоты – 2,10
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 8,89%
Коэффициент крутизны – 1,29
Балльная оценка трудности препятствия: КТ=Кпк*Кв*Кнв*Ккр=7,43
Категория трудности по МКВМ - 5
Общее время прохождения
Описание подъема в целом совпадает с описанием в отчете В. Петрова об уже упоминавшемся велопоходе 6 к.с. Отличие заключается в том, что в мае дорога еще не используется после зимы, и к ремонту ее еще не приступали, кроме того, часть ее скрыта под снежниками, поэтому последние 2,5 км подъема проходили по бездорожью, даже без тропы.
По классификации горных туристов перевал - н/к, локальные препятствия: на подъеме - снежники (только в межсезонье), на спуске - травянисто-осыпной склон с уклоном 40-45 градусов и две переправы, через реки Кючмессу и Думала. Автономность низкая, при прохождении с востока - пос. В. Балкария, с противоположной стороны - пос. Безенги.
В. Петров. Отчёт о велопоходе 6 к.с. по Кавказу, 2006
П. Протопопов. Отчет о велопоходе 2 к.с. по Кавказу, 2009.
График похода был довольно жестким, уже с первого дня нагрузка была приличной, тогда мы стремились добраться до хорошего места для ночлега, а, начиная со второго дня и до предпоследнего нагрузка уже определялась постоянными подъемами с нарастанием высоты при тяжелых дорожных условиях, да и спуски не позволяли особо расслабиться, зачастую требуя концентрации и усилий никак не меньше, чем на подъемах. Вероятно поэтому, а может быть, из-за пресыщения впечатлениями мы не выполнили программу-максимум: отказались от радиалки на ледник Шаурту (что было чревато очередным подъемом на 800 м по плохой дороге) и от последнего перевала (тоже по лесовозной дороге с набором высоты 900 м). На сложности похода это не отразилось, препятствий у нас хватало и на поход более высокой категории, но в итоге мы получили два с лишним свободных дня до поезда, которые провели в Кавминводах.
Поход получился очень интересным и красивым, препятствия были разнообразными, все четыре перевала - непохожими один на другой, наиболее интересным оказался перевал Думала, прежде всего, из-за своей высоты да еще и потому, что мы очень удачно избежали унылого спуска по дороге, а вместо этого нашли себе дополнительных приключений.
Сдвиг по времени по сравнению с предыдущими майскими походам сильно ослабил ощущение межсезонья, оно чувствовалось только на самом верху, зато позволил пройти более высокие перевалы.
Впервые в наших майских походах применен комбинированный вариант способов готовки. Естественно, при наличии дров готовка всегда была на кострах, но на этом маршруте значительная часть его была безлесной, так что только кострами обойтись было нельзя. И мы впервые применили упомянутый комбинированный вариант - один бензиновый примус и одна газовая горелка. Учитывая, что на единицу теплотворной способности газ (конкретно в туристских баллонах, а не на ГЗС) дороже бензина ровно в 10 (десять) раз и пополнение его запасов в условиях похода нереально, а бензин есть везде, где есть дороги, основную нагрузку нес бензиновый примус. На нем мы грели воду для основного варева, потом после закипания этот котелок перекочевывал на горелку, где шла варка на малом огне, а на примусе в это время на полном огне грелся чайный котелок. В результате такой комбинации расход топлива был обратно пропорционален его стоимости: мы сожгли примерно 1,5 литра бензина и менее одного 200-граммового баллона с газом.
Состав группы был интернациональным, то бишь, присутствовали иногородние участники, в том числе нашедшие нас через Интернет. Я всегда с некоторым трепетом принимаю в группу иногородних, слишком разные в разных городах бывают воззрения на то, как следует ходить в походы, и слишком специфичен стиль моих походов. Но в данном случае иногородние участники вписались в группу вполне гладко, Саша Чернега почти и не иногородний, Волжский - это все равно, что Волгоград, а Юля, если что ей и не нравилось, вслух не высказывалась, и порой мы и не вспоминали, что она из другого города.
С погодой опять повезло, третий год подряд: всю перевальную часть, а это львиная доля похода, мы прошли при хорошей погоде, почти безоблачном небе и слабом ветре, и только уже внизу нас застали дожди.
Если кто-то захочет прокомментировать этот отчёт, пишите мне коммент в ЖЖ к любому посту, и ваш коммент придёт ко мне на почту.
Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы