Pavel Protopopov

Дагестан-Чечня-83

Отчет

о велотуристском походе четвертой категории сложности по Кавказу, совершенном с 29 апреля по 12 мая 1983 года
по маршруту:

Махачкала - Дербент - Маджалис - пер. Уркарах - Уркарах - Кубачи - Цугни - пер. Гуцабек - Акуша - Цудахар - Кумух - пер. Далик - Чох - Гуниб - пер. Дарада-Мурадинский - Карадахское ущ. - Б. Гоцатль - Хунзах - провал Цоботль - Буцра - пер. Буцра - Оркачи - Могох - Унцукуль - Ашильта - Ботлих - пер. Б. Керкетский - оз. Кезенойам - пер. М. Керкетский - Ведено - Шали - Гудермес - Хасавюрт - Кизилюрт - Махачкала

Руководитель похода – Николай Науменко (Харьковская обл. пос. Буды)

Поход утвержден Харьковской областной маршрутно-квалификационной комиссией. Маршрутная книжка № 14-83.

Восстановлен в 2005 году по дневниковым записям

Перенесён на этот сайт в 2013 году

Копия этого отчёта на rusveloclub.com является пиратской, уворованной незаконно без согласия автора вместе со всем содержимым моего сайта, находившегося на rusveloclub.narod.ru/

Автор отчета Павел Протопопов

Предыстория

В 1982-83 годах я активно занимался повышением своей велотуристской квалификации, т.е. наращиванием опыта. По существовавшим тогда Правилам проведения походов для руководства походом любой категории сложности (кроме пятой) надо было иметь опыт участия в походе в том же виде туризма на одну, как минимум, категорию выше. Ввиду того, что в Волгограде спортивный велотуризм зародился только в 1980 году с нуля, набрать необходимый опыт в местных походах было проблематично. Естественным решением проблемы было участие в походах, организуемых в регионах, где велотуризм был более развит. Что характерно, Москва таким регионом не являлась, несмотря на наличие там Центральной маршрутно-квалификационной комиссии с высшими полномочиями пятой категории по выпуску походов по всем видам туризма. То есть, выпускать походы Москва могла, а вот организовать - нет. В ЦМКК сидели старички, давно уже сами в походы не ходившие. А реальный спортивный велотуризм в Москве зародился (возродился) в том же 1980 году, т.е. одновременно с нами. "Грандами" спортивного велотуризма тогда были Горький и Харьков. Вот туда я и обратился за содействием: написал тамошним велотуристским лидерам, соответственно Моржакову и Ливинскому, обрисовал проблему и попросился участником в походы. Отклик был положительным. И вот в июле 1982 года я поучаствовал в тройке с горьковчанами, что позволило мне сводить в августе двойку на Кавказ. Так и в 1093 году мне надо было в мае найти четвёрку (что, кстати, нелегко - межсезонье), чтобы в августе сводить запланированную тройку в Крым. На этот раз помогли харьковчане, у них организовывалась четвёрка с участием представителей разных городов Украины. Киев там, как и Москва в России в смысле велотуризма тогда не котировался: полномочия МКК - троечка, и то натянутая. Вот с этой сборной группой я и отправился в Дагестан. К сожалению, официального отчёта об этом походе я так и не увидел (не ехать же было из-за него в Харьков), фотогрфия официального походного фотографа - тоже. Всё, что я из Харькова получил после похода - это справку о походе, когда он был зачтён Харьковской МКК.

Справка о походе
Справка о зачёте похода
(за 30 лет справка уже пожелтела - скан 2013 года)

Этот же отчёт основан на моих личных дневниковых записях и моих же немногочисленных фотографиях.

Протяженность маршрута 876 км

Участники:

Шандор Гармшмид (Ужгород)
Александр Жиров (Ровеньки Ворошиловградской обл.)
Анатолий Истратов (Харьков)
Юли Мегела (Ужгород)
Павел Протопопов (Волгоград)
 
Весьма колоритная группа собралась.

Двое венгров из Закарпатья общались между собой, в основном, по-венгерски, с остальной группой - на западно-украинском диалекте, который с настоящей украинской мовой имеет мало общего. Украинский я понимаю, но этот жаргон для меня был абракадаброй. Были они профессиональными велогонщиками. Как их занесло в велопоход, да ещё в четвёрку, я так и не понял. Поехали в поход на трубках, без фляжек, без спальников, только с байковыми одеялами (и это в горный поход в мае!). Передачи на их шоссейных велосипедах были бы, может быть, и хороши для гонок по асфальту на облегчённых велосипедах, но для крутых подъёмов по каменистым дорогам с увесистым рюкзаком на багажнике не годились совершенно. На каждом подъёме на очередной перевал повторялось одно и то же: они "рвали" вначале изо всех сил, но через несколько сот метров сдыхали и после этого шли пешком.

Анатолий Истратов был баптистом. Истовым причём. И вера ему не позволяла употреблять спиртное. Один раз мы ночевали в частном не то кафе, не то ресторане у дороги. Как раз было 1 мая и хозяин-дагестанец устроил в нашу честь праздничный ужин. С вином. Анатолий отказался пить. Хозяин настаивал. Толик говорит: "Не могу. Вера не позволяет". А хозяин ему: "Мне тоже вера не позволяет, но я же пью! Пей!" Но так и не уговорил. Но вера не помешала Анатолию быть великолепным завхозом, у него оказался просто талант по извлечению продуктов и всяких там фруктов-овощей из местного населения. Причём всё приносили сами и бесплатно. Физически и технически он оказался самым слабым (вера не позволяла и тренироваться?). В первый же день стёр промежность до кровавых мозолей и после этого каждый бивак начинался с ритуала: Толик спускал штаны и загибался, а руководитель и медик по совместительству мазал его мозоли какой-то мазью. А последние дни похода он уже тащился еле-еле, хотя мы и разгрузили его почти полностью.

Коля Науменко, наш руководитель обнаружил странную особенность: он ехал на подъёмах и спусках с одной и той же скоростью. И если на подъёмах это никого не напрягало (лось он был ещё тот, и угнаться за ним не удавалось никому), то на спусках это доставало - тащиться со скоростью км 20 в час не в кайф. А вперёд себя он никого не пускал.

Описание похода по дням

29 апреля

0,0 17-20 стали на учёт в КСС

1,7 17-45 выезд

13,2 18-55 а/п

30,8 19-40 вода

31,7 19-50 бивак

30 апреля

7-25 выезд

32,5 7-35 выезд на асфальт

35,8 7-45 Манаскерт, поворот в ст. трассы

39,4 7-58 выехали на трассу

40,0 р. Манас-Озень

63,1 р. Количи, граница Каякентского р-на (фото 1)


Фото 01. Первая граница

68,8 9-55 поворот на Избербаш

71,4 почта в Избербаше

76,8 10-55 Первомайск

78,8 родник

109,8 14-35 р. Уллучай

117,8 15-00 поворот на Маджалис. В 100 м от поворота - привал (фото 2). Напротив, через основную дорогу в канаве - родничок.


Фото 02. Первый бивак

1 мая

выезд

121,8 10-15 с. Салик

129,8 10-50 у поворота на с Джавгат начался лес (фото 3).


Фото 03. Один из немногих лесистых участков на маршруте

 Вскоре справа журчит речка

142,8 12-10 кончился асфальт, началось ущелье (фото 4)


Фото 04. Начинаются горы

143,8 12-20 Маджалис

144,8 12-45 сразу из села начинается подъем крутизной 5 градусов и протяженностью 1 км

147,8 13-20 развилка, вправо на Уркарах, родник, начало подъема

155,8 начало подъема на перевал Уркарах

158,1 справа села Трисанчи и Зубанчи

166,8 17-30 перевал Уркарах (1700 м)

169,8 18-00 Уркарах

179,8 конец спуска с перевала

183,8 20-00 ночевка у придорожного ресторана, праздничный ужин в ресторане за счёт хозяина

2 мая

8-55 выезд

190,2 спуск

190,9 снова подъем

192,2 10-15 Кубачи, подъем

194,9 начало спуска

195,8 подъем

197,2 спуск

198,2 подъем

200,0 11-45 спуск

202,5 12-00 развилка, вправо на Урари, колодец с питьевой водой, поехали дальше на спуск.

203,7 на развилке - влево, начался крутой спуск

209,7 кончился спуск, переехали через речку, подъем

210,8 с. Урари

211,8 верх перевала Урари, спуск

213,9 14-35 конец спуска, три раза перешли вброд речку, подъем

217,4 с. Цутри. По всему селу крутой подъем и грязь на дороге, дорога очень скользкая

224,5 с. Ургани. Начало подъема на перевал

230,2 перевал Гуцабек

234,6 19-10 Бивак у с. Танты

3 мая

8-25 выезд

239,1 9-22 с. Гапшима

247,8 10-20 Акуша

252,4 10-55 после моста - развилка, поворачиваем круто влево

269,7 12-45 поворот на Цудахар

271,7 12-55 Цудахар

273,1 13-20 пересекли р. Сана у ее впадения в Казикумухское Койсу. Сана - чистая, Койсу - очень грязная. Койсу проходит через узкую щель, пропиленную в скалах (фото 5)


Фото 05. Река Казикумухское Койсу

279,3 14-25 с. Вицхи. На выезде из села, где дорогу пересекает ручеек, слева от дороги - родник

287,8 начало подъема

290,8 спуск, дорога очень плохая

292,8 конец спуска, мост, начало крутого подъема 2 км

296,8 17-15 Кумух

297,9 18-00 выезд из Кумуха, на развилке - вправо по мосту через р. Гургуларат. Пошла глиняная, очень разбитая дорога с глубокими лужами

302,5 18-30 ночлег на ферме

4 мая

7-20 выезд

303,8 начало подъема на перевал

308,1 8-65 перевал Далик (2008 м) (фото 6)


Фото 06. Вид с перевала Далик

320,8 10-50 с. Шангода, от моста начало подъема, посередине подъема - родник

332,6 12-30 с. Чох расположено на перевале

334,0 13-30 выезд из Чоха, начало спуска, родник

344,0 с. Коммуна, развилка, на Гуниб - вправо вниз

347,5 14-30 мост, когнец спуска, подъем на Гуниб

350,0 въезд в Гуниб

355,8 16-55 выезд, на развилке на мосту поворачиваем влево

356,8 начался асфальт

362,3 туннель, кончился асфальт

362,8 18-05 свернули с основной дороги влево через мост, начало подъема на перевал

363,7 18-25 свернули вправо круто вниз на бивак

5 мая

7-00 выезд. От бивака - крутой подъем обратно на трассу, крутизна до 19 градусов по угломеру. Продолжили подъем на перевал (фото 7).


Фото 07. На подъеме на Дарада-Мурадинский перевал

370,1 8-20 с. Мурада

372,9 9-00 перевал Дарада-Мурадинский

381,8 10-10 въезд в Карадахское ущелье

Карадахское ущелье, иначе называемое Карадахской тесниной и "Воротами чудес", - уникальный памятник природы. Это - узкая щель межу высокими отвесными скалами. На въезде в ущелье - сужение (фото 8), потом - расширение, что-то вроде цирка (откуда было сделано фото 8)

 
Фото 08. Вход в Карадахское ущелье.

Там, на входе - это я.

Потом начинается собственно теснина - узкая извилистая щель между скалами (фото 9).


Фото 09. Начало теснины

В самую узкую часть никогда не попадает солнце (фото 10)

 
Фото 10. Мрачная теснина

Ширина в самом узком месте чуть больше метра, а вертикальные стенки возносятся вверх на сотни метров (фото 11).


Фото 11. Совсем узко для велотуристов

По нашим оценкам длина ущелья составила около 3 км, в современной литературе пишут, что Дагестан умудрился "потерять" часть Карадахской теснины (как ему это удалось, не знаю), и теперь протяженность теснины составляет около полукилометра. Нынче - это памятник природы, охраняемый государством.

385,8 11-40 с. Карадах - мост через р. Аварское Койсу, от него на Хунзах - вправо. Начало подъема

390,6 12-35 конец подъема, спуск

391,0 родник

393,7 начало спуска

394,5 13-50 с. М. Гоцатль

396,0 14-00 с. Б. Гоцатль, от начала села - подъем

423,6 18-43 въезд в Хунзах, административный центр Хунзахского района, расположенный на Хунзахском плато на высоте 200 м. Хунзах является родиной известного Дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Хунзахское плато издревне называют "Сердцем Дагестана".Красивое место. Рядом расположена Аранинская крепость XIX века.

427,3 19-45 ночевка в гостинице в Арани

6 мая

С утра осмотрели Хунзахскую крепость, затем вышли на Хунзахское плато в том месте, где начинается провал Цолотль. Грандиозный провал, дающий начало Цолотлинскому (Хунзахскому) каньону (фото14). Начинается ни с того, ни с сего, "на ровном месте". Ровное Хунзахское плато вдруг обрывается вниз отвесным уступом глубиной более 100 м (фото12)


Фото 12. Провал Цолотль

. Здесь есть три водопада, из которых наиболее заметен водопад Тобот высотой 80 м (Фото 13).

 
Фото 13. Водопад Тобот

Дальше провал сужается и переходит в каньон (фото 14).


Фото 14. Хунзахский каньон

427,3 15-00 выезд

429,6 с. Батлаич, начало спуска

433,4 конец спуска, мост, начало подъема

435,9 16-25 верх

440,2 с. Буцра, от села подъем крутизной до 12 град.

445,4 18-10 верх

448,4 18-50 с. Оркачи, ночлег

7 мая

8-00 выезд, спуск

460,8 9-10 с. Могох, спуск продолжается

465,4 9-45 выехали на дорогу республиканского значения к реке Аварское Койсу, спуск кончился. Место слияния рек Каракойсу и Аварское Койсу

465,7 9-55 мост через Аварское Койсу, развилка: влево Унцукуль, вправо - Гергебиль. Поворачиваем влево сразу после моста

470,7 10-30 Развилка: вправо - Буйнакск, влево - Унцукуль. Повернули влево

479,4 11-43 с. Ирганай

493,1 начало подъема

496,7 16-50 Унцукуль, снова подъем

502,9 18-20 верх, начало спуска

513,3 19-45 Ашильта, ночевка в школе

8 мая

8-15 выезд. Выехали к реке Андийское Койсу

417,9 8-40 с. Чирката, в селе переехали мост, после моста повернули влево вверх по реке

540,2 13-20 с. Инхо, в 200 м вверх от дороги - родник

556,7 15-20 с. Ортаколо, проехали 10-арочный мост

560,8 проезжаем второй мост

570,7 начало подъема к Ботлиху

575,5 Ботлих, гостиница, ночлег

9 мая

8-50 выезд из Ботлиха в сторону Ансалты

589,2 граница Дагестана и Чечено-Ингушетии

590,6 дорога сначала полднимается по ущелью, потом серпантином - на хребет

599,4 родник на подъеме

602,1 14-03 перевал Б. Керкетский (2300 м), очень холодно, на спуске сильный встречный ветер

611,4 15-20 оз. Кезенойам (фото 15).


Фото 15. оз. Кезенойам

Говорят, что это самое большое и глубокое озеро Северного Кавказа. Не проверял, вполне может быть, Северный Кавказ вообще озёрами не богат. Высота 1869 м. Мимолётный снимок с дороги, останавливаться здесь мы не стали: на спуске с перевала закоченели, да и погода не располагала к любованию видами, всё было серо и уныло.

615,8 17-00 Пошел снег, сначала слабый, потом усилился. Наши венгры со своими одеяльцами категорически отказались ночевать в палатке. Хорошо, что рядом оказался кош и сердобольные чеченцы разрешили им переночевать на кошме под старыми ватными одеялами. Так и стали на ночевку у чеченцев.

10 мая

9-45 выезд. Подъем на пер. М. Керкетский

621,0 9-45 перевал М. Керкетский. На перевала сходятся две дороги, наша и с перевала Харами

644,1 11-45 с. Харачой, конец спуска с перевала

648,7 начался асфальт

652,7 12-20 с. Ведено, обед в кафе

681,7 14-35 с. Шали, развилка, поворачиваем вправо на Гудермес

714,7 16-45 Гудермес, почта

739,2 18-50 остановились на ночлег возле села Кошкельды

11 мая

7-45 выезд

743,7 снова въехали в Дагестан

756,7 въезд в Хасавюрт

761,7 выезд из Хасавюрта

767,7 с. Узунотар

783,7 12-15 Кизилюрт

848,7 Махачкала, вокзал

12 мая

852,3 6-10 выезд от вокзала

876,5 7-20 аэропорт

 

 

 

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы