Pavel Protopopov

Велоклуб Орион

Лысые горы и не только

По Карачаево-Черкесии-2-2007

Отчет

о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном
28.04-8.05.07

по маршруту:
Кисловодск - Учкекен - пер Гумбаши - В. Мара - Карачаевск - Ниж. Теберда - г. Бруш-Серты - Хасаут-Греческий - Маруха – Зеленчукская - Преградная - Курджиново - Лабинск - Армавир

Руководитель похода – Павел Протопопов

Ввиду большого количества фотографий весь отчёт разделён на три страницы. Это - первая страница

Страница: 1, 2, 3

Участники похода

Александр Бабушкин
Марина Гайшун
Наталья Зименко
Игорь Коростелев
Сергей Пилипенко
 

27 апреля

Как обычно, отправились из Волгограда Кисловоским поездом. Упаковка велосипедов на традиционном месте - у входа в тоннель

 


1. Волгоград:

28 апреля

После Минвод и Пятигорска вагон почти опустел, и мы решили сэкономить время, собрав велики еще в поезде (фото2)


2. Сборка велосипедов в вагоне

За что получили выговор от проводников, которые тоже хотели сэкономить время, начав уборку вагона еще в пути. Но выговор выговором, но велики мы всё-таки собрали. На перроне в Кисловодске осталось только привязаться


3. Навьючивание груза на наших железных (и местами алюминиевых) коней

Выехали на привокзальная площадь


4. Привокзальная площадь Кисловодска

Традиционная стартовая фотография - вся группа в сборе


5. Группа перед выездом

Выезжаем из Кисловодска на север в сторону трассы Минводы - Карачаевск, на которую поворачиваем налево. Высота 840 м.


6. Выезд из Кисловодска

Совсем недалеко от Кисловодска - граница Карачаево-Черкесии


7. Граница

По пути справа от дороги находится известная "гора-кольцо" - излюбленное место паломничества матрасных туристов и истощенных минеральной водой доходяг. Мы туда не поперлись, удовольствовавшись фотографией у придорожной скалы


8. Просто скала

Дорога идет все время по ущелью Подкумка, плавно поднимаясь


9. В ущелье Подкумка

На первый ночлег остановились в соответствии с планом на левом притоке Подкумка (небольшой ручеёк) справа от дорого, отойдя метров на 150. Пройдено 40 км от вокзала, высота 1224 м.


10. Первый бивак

Это была полянка на берегу ручья чуть ниже самого склона, палатки незаметны с дороги. С водой и дровами проблем не возникло


11. Палаточный лагерь

29 апреля

С утра температура 12 градусов, солнечно. Чуть выше нашей полянки - обширный луг, дальше ущелье снова сужается


12.  Вид от бивака вверх по ущелью

Дорога постоянно идет по левому (орографически) берегу Подкумка, справа почти все время живописные скалы и обрывы


13. Дорога по берегу Подкумка

Если справа, в основном, скальные обнажения, то слева вдоль речки и на противоположном склоне - лес. Остановились немного передохнуть.


14. Кратковременный отдых

На склоне, обращенном к северу, начал появляться снег, ущелье сужается


15. Уже снег на склоне

Потихоньку подбираемся к заснеженным горам


16. Подбираемся к заснеженным горам

Справа у дороги - живописное боковое ущелье


17. Скалы у дороги

Продолжаем подниматься, периодически останавливаясь перевести дух


18. Очередная остановка

Время к обеду, надо набрать воды, как раз подвернулся очередной ручеёк. Летом, правда, этого ручья может и не быть. Из Подкумка воду брать не хочется, не очень она чистая.


19. Набор воды

Места, чтобы сделать привал рядом с ручьём нет, проезжаем дальше и на удобной полянке справа от дороги останавливаемся на обеденный привал. Дрова здесь есть


20. Остановка на обед

Обед - по обычной программе: суп, чай. Мы в моих походах предпочитаем днём не ограничиваться перекусами всухомятку, а готовить горячее


21.  Готовится обед

После сытного обеда, по закону Архимеда, чтобы жиром не заплыть, надо в гору покрутить. Вообще-то, в нашей среде этот закон носит имя вовсе не Архимеда, который о велотуристах наверняка имел представление очень смутное. Мы называем его законом Круглова. Именно Юрий Круглов в далёкие уже 80-е, когда пришёл к нам в велоклуб Орион и начал ходить с нами в походы, сформулировал его кратко и ёмко: "Поели - и в гору!"

<
22. Поели - и в гору!

На заснеженной горе впереди показалось какое-то строение. Мы уже решили было, что это перевал. Оказалось - нет


23. Ещё не перевал

Дорога поднимается серпантином. Крутизна здесь больше, чем была в ущелье


24. Серпантин

Витки серпантина хорошо видны сверху

025 Серпантин, вид сверху
25. Серпантин, вид сверху

В 14-24 поднялись на самый верх. Перевал Гумбаши, 2024 м


26. Вид с перевала на юго-восток

По идее там должен быть виден Эльбрус, но он закрыт облаками. Поднимались мы на перевал с востока, а спускаться будем на запад. Если бы наши тушки не заслоняли, то на следующем снимке была бы видна дорога на спуске


27. Вид с перевала на запад

Но вот здесь этот спуск виден хорошо


28. Начало спуска с перевала

Панорама спуска. Вдали внизу - селение Верхняя Мара

029 Дорога на спуске с перевала Гумбаши
29. Дорога на спуске с перевала Гумбаши

Ровно в 17--00 мы - в Карачаевске


30. Карачаевск

Здесь основательно запаслись продуктами (практически на нелелю, не считая НЗ) в виду предстоящей ненаселёнки и непредсказуемой проходимости маршрута и выехали в направлении Теберды.

Вторая ночевка тоже должна была быть в запланированном месте, там, где мы стояли в пятерке 2000 года - в пойме реки Теберда в 8 км выше Карачаевска. При подъезде выяснилось, что за 7 лет произошли изменения: пойму и основное русло реки от дороги отделял явно недавно прорытый искусственный рукав, по которому текла часть реки. Пришлось переходить его вброд


31. Брод через рукотворную протоку

Перебравшись через канал, прошли по лесу и выбрали одну из многочисленных полянок


32. Поляна для ночлега

Вдоль основного русла обнаружилась дорога, что навело на подозрение, что сюда все-таки есть проезд. Потом появились местные рабочие, и мы узнали, что этот участок является территорией водозабора. Отсюда подается вода в Карачаевск. Ну и мы осуществили водозабор


33. Водозабор

Вода в Теберде довольно чистая

30 апреля

Утром мы уже выезжали по дороге через мостик и ворота станции водозабора, на которых красовалась надпись: "Запретная зона"

Проехали от места ночлега около 10 км, проехав Новую Теберду и приехали в Нижнюю Теберду. Высота 1100 м, температура 6 градусов. Здесь мы свернули с дороги Карачаевск - Домбай в горы

034 Нижняя Теберда - поворотный пункт
34. Нижняя Теберда - поворотный пункт маршрута

Сразу после села пересекли Теберду по мостику, явно неезжему, поскольку перед ним были навалены кучи камня, перегораживающие дорогу. Сразу начался подъем

035 Сразу начался подъем
35. Сразу начался подъем

Дорога круто поднимается серпантином на склон ущелья

035 Тяжелый подъем
36. Тяжелый подъем

Почти все время внизу видна Нижняя Теберда


37. Нижняя Теберда, вид сверху

Высоко вверху мы заметили строение, напоминающее православную церковь. Еще подивились, кому охота была строить ее так высоко. Потом выяснилось, что это Сентинский храм - христианский храм, возведённый в Х веке, в 995 году.

038
38. На горе - Сентинский храм

Продолжаем подниматься серпантином на крутой склон ущелья Теберды. Дорога мокрая, но не очень скользкая и, на удивление, довольно ровная

039
39. Подъём по серпантину

Еще несколько витков серпантина, и мы уже над храмом

040
40. Сентинский храм, вид сверху

Сергей с Игорем вознамерились было сбегать к нему, но обнаружили, что это неблизко и отказались от своего намерения.

По склону мы поднимались всю оставшуюся часть дня. Ближе к вечеру поднялись на узкий гребень, справа и слева обрывавшийся крутыми склонами в глубокие ущелья. Слева оставалось ущелье Теберды, справа глубоко внизу появилась еще одна река - Наратлыкол. Здесь, на гребне, на высоте примерно 1700 м мы и остановились на ночлег. Дневной километраж 19 км, высота 1636 м


41. Бивак на гребне между двумя ущельями

Летом на этом гребне воды не было бы совсем. Сейчас выручал снег, вечером из под него бежал ручеек талой воды

1 мая

За ночь подморозило, ручеек иссяк, на завтрак топили снег


42. Снег на завтрак

С этого момента и на долгое время снег стал нашим единственным источником воды

Прямо от места бивака пошла дорога, частично засыпанная снегом. Если и можно было ехать, то по обочине

043
43. Дорога под снегом

И это были еще цветочки... Что мы выяснили чуть позже.

 

Чем дальше, тем снега всё больше, но пока он вполне проходим


44. Снега прибавилось

Естественно, по этой дороге никто в этом году не ездил, но местами видна тропа по снегу, протоптанная неизвестными животными


45. Тропа поверх дороги

Отсюда хорошо виден Эльбрус, который мы не смогли увидеть с перевала Гумбаши


46. Эльбрус сегодня виден

На открытых участках гребня снега нет, видимо, сдувает сильнейший ветер, который, похоже, здесь всегда, в том числе и когда мы шли


47. Бесснежный участок, высота 1700 м, температура 5,4°

Таких мест, однако немного, а снега, наоборот, много


48. И опять снег

049 Похолодало. Пришлось одеться потеплее
49. Заметно похолодало. Приоделись

Сфотографировались на фоне Эльбруса. То есть, это предполагалось, но на фото Эльбрус не очень виден, получилсь групповое фото в непонятном месте.


50. Фото как бы на фоне Эльбруса

Снег уже перекрывает не только дорогу, но и все вокруг

051
51. Дорогу осилит идущий

Вышли к Лысым Горам. Наша цель - пройти по самому верху, по гребню. Дорога же идет правее, ниже и вскоре уходит к летним пастбищам

052
52. Вот они, Лысые горы! Высота 1776 м, температура 3,3°

В этом месте мы ушли с дороги влево и начали подниматься на первую вершину Лысых Гор.

Теоретически по гребню должна идти тропа, а местами и дорога, по крайней мере, так показано на картах. Практически, с учетом того, что все северные склоны, а местами и гребень Лысых Гор были густо засыпаны снегом, оптимальным был путь по наименее заснеженным участкам. Поднимаемся просто по травянистому склону


53. Подъём без дороги и тропы, лишь бы снега поменьше

На заснеженных участках старались выбирать те места, где проглядывала трава - гарантия, что там неглубоко


54. Там, где травка, снег неглубокий

Вышли на гребень. Теперь идем с вершины на вершину (то есть, вверх-вниз) с постепенным повышением

055
55. По гребню Лысых гор


56. Эти мелкие козявки вдалеке - велотуристы

Так получилось, что в какой-то момент я далеко оторвался от остальной группы. Дело в том, что на этом гребне все свободно выбирали себе путь, основываясь на своих представлениях, где снега меньше. На данном участке у меня маршрут оказался короче, что и позволило сделать этот снимок, подчёркивающий масштаб.

В конце концов, спускаясь и поднимаясь по "русским горкам", лавируя между глубокими снежными заносами, мы подошли к высшей точке. Как мы ни стремились обойти вершину по траверсу, не получилось - кругом очень глубокий и крутой снег. Так и пришлось лезть на вершину. Утешило только то, что высшую точку мы взяли, а не прошли трусливо мимо.


57. Высшая точка Лысых Гор - г. Бруш-Серты, 2361 м, температура 1,3°

На вершине торчит металлическая балка, видимо, остаток триангуляционного знака. Глубину снега установить не удалось, во всяком случае, на вершине он довольно плотный, мы почти совсем не проваливались


58. На вершине Бруш-Серты

Со всего гребня слева по ходу открывается великолепная панорама заснеженных гор, но с вершины они видны лучше всего


59. Панорама заснеженных гор

Вершина Бруш-Серты со всех сторон покрыта глубоким снегом, легкого и безопасного спуска нет. Спускались напрямую в направлении простирания гребня в северо-западном направлении. Снежный покров совершенно непредсказуем, местами он довольно плотен, и можно идти, практически не проваливаясь, местами же проваливаешься на каждом шагу, иногда глубоко, больше, чем по пояс Вот на фото 60 внизу Почти рядом стоят двое. Саша бабушкин стоит, как на асфальте, а я по колено, даже больше, провалился.


60. Снег глубок и непредсказуем

Спасали велосипеды, на них мы опирались, как горники на лыжные палки, и они же не давали "ухнуть" вглубь в опасных местах

061
61. Велосипед на таком снегу не нуждается в поддержке. Воткнул в снег - и все дела

Если бы он еще и ехал сам...

Прошли еще одну вершину, чуть ниже главной. Сколько их на этом гребне, мы даже не считали.

На снимке ниже видно, как следы делают загогулину, чтобы пройти по выступающей из снега травке - гарантии того, что здесь уж точно не провалишься

062
62. По снежной целине зигзагом

Опять глубокий снег, но нам уже это не в новинку


63. Опять глубокий снег

Направление гребня - северо-западное, поэтому по ходу северо-западные и северные склоны вершин были обычно покрыты снегом, а южные и юго-восточные нет. Дорога, если она и просматривалась местами, обычно шла по северной стороне, поскольку южные склоны гораздо круче, и идти по ней бесполезно - она покрыта снегом. Приходилось идти только через вершины


64. Дороги тут не найти

Вершины идут одна за другой с очень медленным понижением


65. Ещё много вершин

И на каждую приходится довольно круто подниматься


66. На каждую приходится довольно круто подниматься

Весь день отличная панорама слева. На наше счастье небо было ясным и видимость - отличной

067
67. Весенний день

Время уже совсем к вечеру (18-50), пора думать о ночлеге. Спустившись с очередной вершины, мы решили, что на сегодня хватит


68. Последняя в этот день вершина

Но оставаться на этой перемычке на ночлег, хотя они и ровная, и снег есть, не хотелось. Очень уж ветер сильный дул как раз поперёк, да и температура была всего 2,2°. И тут как раз очень удачно именно на этой перемычке обнаружилось нечто вроде дороги, вернее заготовки под дорогу - прорезанную колею, которая уходила с гребня на южный боковой отрог. Ну мы и решили спуститься на этот отрог

069
69. Пошли на спуск

 Вот этот боковой гребень, на который вывела найденная нами дорога. Спустившись на относительно ровный участок, мы решили остановиться здесь на ночлег, благо, дрова были уже близко, а со снегом проблем вообще не было (в смысле его нехватки)

070
70. Вот этот боковой гребень

Учитывая обстоятельства, получилась вполне приличная стоянка, и даже сильнейший ветер, весь день свирепствовавший на гребне, здесь так не ощущался. Высота 1964 м, температура в 19-20 2,3°. Деревья на склонах подступали совсем близко, так что проблемы с дровами не было, снего тоже совсем рядом


71. Бивак на боковом отроге

Отсюда при взгляде назад видно было, что спустились мы не так уж и много

072
72. Так выглядел с места бивака спуск с гребня по найденной нами дороге

Прискучив от однообразного скаканья с вершины на вершину, мы решили усложнить себе жизнь (чтобы она медом не казалась) и сделали крутую радиалку (но это мы поняли только опосля, на следующий день). Пока мы обустраивали наш бивак, в разведку отправились сначала Марина, потом Сергей.

075
73. В разведку

Всех интересовало, идет ли дальше дорога, и можно ли здесь спуститься. Вернулись они с положительными вестями: дорога идет дальше, а особенно обнадеживала найденная Мариной куча мусора (бутылки, банки), указывающая вроде на близость цивилизации.

2 мая

Утром мы весело отправились вниз по этой якобы дороге


74. С утра - вниз

Привычный уже снег нас не пугал, тем более, что он скоро кончился


75. Снега всё меньше

Качество "дороги" было, мягко говоря неважным. Никакой джип здесь, скорее всего, не прошел бы


76. Дорога не ахти

И крутизна спуска на отдельных участках была намного больше, чем на самих Горах

077 И крутизна нехилая
77. И крутизна нехилая

Поперек дороги стали попадаться поваленные деревья. А здесь лежала здоровенная сосна, напрочь отрицающая возможность проезда какого-либо транспорта, кроме велосипеда. Это должно было бы нас насторожить... Не насторожило


78. Сосновый шлагбаум

Мы весело и энергично, коллективными усилиями, перегрузили велосипеды, как груженые...


79. Перенос тяжёлого велосипеда

.. так и разгруженные.

080
80. .Перенос лёгкого велосипеда

Тут надо отметить, что на спуске только я нес рюкзак на плечах, остальные погрузили их на велосипеды.

Вот мы уже увидели внизу нашу цель - реку Аксаут, куда мы должны были спуститься с Лысых Гор.

081
81.  Внизу - река Аксаут

И вот тут дорога вдруг кончилась, просто и незатейливо, без какого-либо перехода. Дальше шел дикий склон, очень крутой и заросший лесом, никакого намека на тропу. То есть, никто в здравом уме и трезвой памяти ни летом, ни тем более в межсезонье этой дорогой для спуска в долину не пользовался. Просто строители по какой-то причине не закончили нарезку: или бросили, или не успели.

Очень не хотелось возвращаться назад, не потому что это плохая примета, а больно уж крутым и веселым вспоминался спуск. Теперь уже все отвязали рюкзаки, даже Сергей, преданный сторонник велобаулов и катания груженого велосипеда, перегрузил свой скарб в предусмотрительно прихваченный с собой горный рюкзак. На подъеме пришло время обеда


82. Обед на обратном подъёме

Можно было бы опять топить снег, но из-под него вытекала совсем маленькая струйка талой воды, и мы добыли воды уже испытанным путем


83. Водозабор

Снова вернулись на гребень.

084
84. Снова вернулись на гребень

Большая часть дня уже прошла, так что эта радиалка стоила нам почти целого дня. Даже средний уклон на спуске-подъеме был 20%, а на крутых участках чуть ли не вдвое больше. И снова пошли дальше по гребню.

На первом же спуске с очередной вершины уткнулись в обширный снежник. Память о вчерашних "провалах" в глубокий снег была ещё жива, так что вышла некоторая заминка, и тут Марина взяла на себя лидерство

085
85. Первопроходец Марина

И ее первопроходческий байк

086
86. Первопроходческий байк

Этот чуть ли не последний большой снежник оказался довольно глубоким, и велосипеды вязли...


87. И велосипеды вязли...

... и люди проваливались.


88. ... и люди проваливались

Дело в том, что гребень в этом месте повернул почти прямо на север, поэтому обойти снежники, как обычно, с юго-юго-востока было невозможно.

Выбрались на траву, наконец

089
89. Островок травы среди снегов

Снег здесь был не только рыхлым, но и липким и с удовольствием забивал колеса, тормоза и пр.


90. Снег в колёсах

 

После снегов приятно прокатиться по прошлогодней травке. Давно уж мы в сёдла не садились.


91. По травке


92. По травке

Правда, удовольствие было недолгим - метров 200.

После большого снежника гребень круто поменял направление с северного на нужное нам западное. Уже четко просматривающаяся дорога огибала очередную вершину по траверсу справа. Как всегда, мы попытались обойти вершину по ней и, как всегда, уперлись в сплошной снег на северном склоне. Пришлось опять лезть в лоб на вершину. Зато сразу после нее просматривалась гряда вершинок, идущая на запад с явным понижением. И, что отрадно, уже с вплотную подступающим лесом. Здесь, на узком гребне, сразу после спуска с вершины, мы остановились на ночлег на относительно ровной площадке, ограниченной слева лесом, справа - снегом. Высота 1764 м.

093
93. Наконец-то - лес

Тихий, сырой, туманный вечер...


94. Туманный вечер на гребне

Ничто не предвещало того, что случилось ночью...

3 мая

Это - моя палатка. В таком виде она органично вписывается в совершенно зимний пейзаж, встретивший нас утром

095
95. Палатка под шубой

Я еще под утро заметил, что крыша палатки почти лежит на спальнике. Еще подумал - неужели так ослабли крепления? Потом дотронулся до крыши и сообразил, что это ж-ж-ж неспроста. Иначе говоря, что это снег лежит на крыше.

096
96. Та же палатка - вид с другой стороны.

Еще одна палатка под снегом. Я свою уже обтряхнул, на нее уже снова снег нападал, а обитатели средней палатки не утерпели и стряхнули снег, не дожидаясь фотографирования

097
97. Снежное утро

Велосипеды, как будто, являются природными снегосборниками

098
98. Велики и елки

История повторяется. Такой же снимок был в отчете о нашей двойке 2005 года

 

Только здесь и теперь снега побольше. Народ бродит по лагерю, наслаждаясь пейзажем и пытаясь отыскать опрометчиво оставленные с вечера вещи, теперь укрытые толстым слоем снега

099
99. Народ бродит по лагерю

Наш стол, к счастью, был укрыт скатертью, этот снежок нападал уже после его разворачивания


100. Наш стол почти без снега

Выпавший снег несколько осложнил наше дальнейшее движение, не только потому, что увеличилось сопротивление, но прежде всего потому, что раньше мы ориентировались на границу снега, а теперь эта граница исчезла. Тем не менее, надо было валить вниз, в пампасы! Сначала пошли вдоль края растительности, справедливо полагая, что в кустах дороги нет. А справа почти сразу начинался склон с ещё старым глубоким снегом.

101
101. Где-то здесь была дорога...

Потом лысый травянистый гребень кончился, подошли к уже сплошному лесу, где нахождение дороги подсказывала просека. Во всяком случае, это было единственное проходимое направление

102
102. Идём по просеке

Вскоре мы окончательно вышли на ту дорогу, которая обошла вершину, и дальше шли только по ней


103. Кто идёт первым - торит тропу

Снег на этой дороге и до того был глубоким, да еще добавилось сантиметров 15-18, но мы уже не обращали на это внимания

104
104. По глубокому снегу

Снег окончательно прекратился, небо очистилось, выглянуло солнце, и все вокруг засверкало. Как тут не попозировать!

105
105. На солнечной поляночке

И не поваляться на свежевыпавшем снегу!

106
106. Наташа

Дорога продолжает идти через лес, постепенно глубина снега уменьшается

107
107. Снегопад кончился

Как хорошо, что здесь, в мае, получился совершенно роскошный зимний пейзаж!

108
108. Совершенно роскошный зимний пейзаж

Дорога повернула чуть ли не в обратном направлении: на северо-восток, потом на север и вышла из леса на открытое место, снег здесь только ночной, да и того уже немного. И температура уже +4,7°

109
109. Можно считать, что спустились

Не совсем, правда. Вот тот лес, что виден впереди, ещё надо пройти, чтобы уже окончательно выйти с Лысых гор.

110
110. Последний крутой спуск через лес

Вышли, наконец, на обширные луга над селом, впервые за несколько дней увидели признаки цивилизации: на заснеженном лугу мелкий и крупный рогатый скот чего-то выковыривал из-под снега, а сопровождающие его собаки, как всегда, несказанно обрадовались велотуристам, тут же бросили своих подопечных и долго плелись за нами, услаждая наш слух своим немузыкальным гавканьем

111
111. Нас встречают собаки

После четырех дней ненаселенки прибыли в село. Это не хутор Греческий, а Хасаут Греческий. Температура 5,6°, высота 1080 м.. Даже перед селом еще пришлось преодолевать какой-то ручей вброд, впрочем, Сергей лихо перепрыгнул его с груженым велосипедом, можно даже сказать, перелетел. На какие жертвы только не пойдешь ради сухих ног!

112
112. Конец лысогорной эпопеи

Пополнив запас продуктов, из Хасаута мы отправились вниз по Аксауту, намереваясь сегодня же добраться до Марухи. Здесь, между прочим, уже асфальт


113. Вниз по Аксауту

Живописная долина Аксаута, зеленая травка, которую мы давно не видели, и сильно обросшие овцы. Сергей что-то им сказал на их языке, они хором радостно ему ответили. О чем они говорили, так и осталось тайной


114. Барашки

Ст. Кардоникская. Здесь сворачиваем из долины Аксаута влево и переезжаем в соседнее ущелье - Марухи


115. Кардоникская

Проехали с. Маруха (очень длинное), здесь на погранзаставе получили дожидавшийся нас пропуск и поднялись чуть выше села в поисках места для ночевки. Нашли симпатичное место в 3 км от границы села.

4 мая

Днёвка в лесочке на берегу Марухи


116. Бивак на р. Маруха

Вода в Марухе замечательная. Как сказали пограничники, ее можно не только пить, но и в аккумулятор заливать. И очень вкусная


117. Вода в Марухе очень чистая и вкусная

Долина Марухи в месте нашего бивака (который находится за деревьями справа). Вперед виден Главный Кавказ и там где-то - недоступный теперь Марухский перевал


118. Долина Марухи

5 мая

После дневки, проведенной на Марухе, мы вернулись на трассу Карачаевск - Зеленчукская - Курджиново. Теперь наш путь лежит в Армавир


119. С этой дороги мы выехали на трассу

Остановились на ночлег на речушке, пересекавшей дорогу, в 20 км перед Преградной. Поначалу снизу это место не казалось привлекательным, потом, когда мы обосновались на полянке среди скал, незаметной с дороги (на которую, правда, пришлось круто взбираться вверх), оно уже казалось весьма живописным и одним из самых лучших за весь поход.


120. Наш лагерь - там, за камнями у деревьев

Речушка, скорее ручей, на берегу которого мы стали. Вода мутновата, но вполне пригодна для готовки. Мы бы ее и использовали, но, как подсказал нам пришедший как раз за водой чабан с близлежащей фермы, буквально в 50 м от нашего лагеря был родник с чистейшей водой


121. Ручей у нашего бивака

От нашего бивака открывалась панорама ГКХ


122. Вид на ГКХ из нашего лагеря

Окрестности нашего лагеря изобиловали скальными обнажениями (Сергей сказал: карст, он же у нас геолог), наши велотуристы не преминули залезть на один из камней и сфотографироваться как заправские матрасники. Вот же странная тяга у людей, от отца Фёдора, видимо, пошла


123. На камне

Это та ферма, с которой приходил чабан за водой


124,  Ферма

Мы к нему отправили наших леди за молоком


125. Наташа наливает молоко...


126. ... а Марина пьет, и есть подозрение, что не молоко

Хотя, возможно, это такое особенное молоко (из-под бешеной коровы)

6 мая

Дорога из Зеленчукской через Преградную в Курджиново идет по предгорьям на высоте примерно 900-1000 м, пересекая реки, текущие с Главного Кавказа. Водоразделы рек представляют собой мини-перевалы с набором высоты 100-200 м. Препятствие 2 КТ. Местность очень живописная, даже в это время, когда деревья еще не распустились


127. Преградная

 


128. Курджиново

В Курджиново характер дальнейшего движения меняется. Здесь дорога, шедшая поперек рек и водоразделов, начинает постепенно спускаться, сначала по р. Андрючка, потом вдоль Малой Лабы, потом вдоль Лабы.

Остановились на ночлег вскоре после Псебая слева от дороги на берегу речки, которую местные называют Лабёнок, а по карте это Андрючка


129. Бивак у реки Лабёнок (Андрючка)

7 мая

Спуск по долинам рек закончился в Лабинске


130. Лабинск

Здесь основная дорога идет дальше в Майкоп, а направо уходит дорога на Армавир, которая опять идет поперек рек, но уже со значительно меньшими высотами водоразделов.

Мы обязательно хотели стать на речке, чтобы иметь возможность помыться перед поездом. Такая речка нам подвернулась через 10 км после Лабинска - р. Чамлык. Объездная дорога вокруг ст. Чамлыкская пересекает ее в лесу. Обойдя лес, мы остановились на лугу на берегу реки


131. Последняя ночевка на природе

Вода в реке, правда, оказалась густой взвесью глины и песка, но мы все рано использовали ее для мытья, а за водой для готовки Игорь съездил на ближайшую заправку

8 мая

Дорога из Лабинска выходит на трассу Ростов-Махачкала в 4 км от поворота на Армавир. Здесь мы с нее сворачиваем в город


132. На Армавир

Наш поезд уходил глубокой ночью, поэтому мы поехали на Кубань и провели там полдня


133. Полуднёвка на Кубани

Кое-кто даже купался. Вот в этой воде. На берегу оказалось много армавирцев, здесь у них - зона отдыха. Так они, мягко говоря, были немало удивлены, что кто-то лезет в эту, с их точки зрения, грязную воду. Видели бы они воду, в которой мы мылись на последней стоянке!


134. Кубань в районе Армавира

9 мая

Железная дорога привела нас домой в Волгоград


135. Финиш. Прибыли в Волгоград

 

 

 

 

 

Автор отчета Павел Протопопов

 

Главная | Книги | Фотоархив | Покатушки | Походы